Передышка.
По завершении польской кампании в вооруженных сипах
Словакии прошла большая реорганизация. При этом в ВВС к 1 января
I940г, расформировали старые летки и на их базе создали новые: 4
разведывательные (1-я, 2-я. 3-я, 6-я) и 3 истребительные (11-я.
12-я. 13-я). Они по-прежнему были сведены в 3 перути. однако полк
реформаторы ликвидировали. Командующим ВВС стал генерального штаба
полковник Р. Пилфоусек. Самолетный парк ВВС насчитывал 139 боевых и
60 вспомогательных машин. Все авиачасти распределили по трем
районам, на которые в военном отношении была разбита территория
страны. Данная структура оказалась неудачной, и уже в мае вновь
пришлось заниматься реорганизацией. Было создано Командование
воздушными войсками, которое возглавил генерал Пуланих. Ему
подчинялись ВВС, зенитная артиллерия и служба наблюдения и связи.
Полк решили восстановить, 6-ю летку расформировать, а ее самолеты и
личный состав распределить по другим частям. В итоге к 1 мая 1941 г.
в боевом составе остались всего 2 перути - 1-я разведывательная
(летки 1-я, 2-я, 3-я) и II-я истребительная (летки
11-я. 12-я и 13-я).
Немцы не предоставили Братиславе
современные самолеты, однако позволили приобрести в "Протекторате"
все еще выпускавшиеся устаревшие чешские машины. В 1940-41 гг. в
Словакию поступили 10 В-534. 21 S-328 и 40 учебно-тренировочных
самолетов различных типов. Техника поставлялась как в боевые части,
так и а учебные летки и полувоенную организацию SLeS. В 1941 г. была
предпринята попытка организовать собственное авиапроизводство: в
Нитре начал работать филиал чешской фирмы Мгаг, выпустивший 10
спортивных самолетов Zoboi-I конструкции инженера 3. Рублича. Эти
машины поступили в SLeS и люфтваффе. Кроме того, многие уже
послужившие самолеты прошли капитальный ремонт на предприятиях
Протектората и Словакии.
Несмотря на усиление дисциплины в
войсках, перебежчики не прекращали попыток покинуть свою страну.
Так, 12 июня 1940 г. десятник Л. Прохазка и гражданский механик В.
Скларж на спортивном Benes Be-555 Superbibi благополучно перелетели
на югославский аэродром Нови Сад. 20 июня 1941 г. летчик 13-й летки
слободник П. Хорват решил бежать в СССР на своей Avia В-534, однако
над Ужгородом двигатель отказал, и пилоту пришлось идти на
вынужденную. Мадьяры задержали беглеца и вскоре вернули его
словакам. Службой безопасности было раскрыто еще несколько попыток
организации групповых перелетов в Советский Союз и Югоспавию.
"Барбаросса"
Братиславское правительство решило послать войска
своей страны для участия в германском нападении на СССР, надеясь,
что фюрер по-достоинству оценит такую услугу. Словацкие части вошли
в состав группы армии "Юг". Непосредственно на фронте вела боевые
действия т.н. Подвижная группа, развернутая в июле в Подвижную
бригаду, а в августе в Подвижную дивизию, и завершившая кампанию в
октябре на побережье Азовского моря. По следам "подвижников" шел
Полевой корпус, который в боевые соприкосновения с Красной Армией не
вступал. Словацкая авиация действовала на Востоке в интересах этих
соединений.
Накануне вторжения на полевые аэродромы
Восточной Словакии были переброшены в полном составе обе перути,
насчитывавшие 30 S-328 и 33 B/Bk-534, a также 4 самолета курьерской
летки. 1 июля 11-я летка была возвращена в Пештяны для обеспечения
ПВО данного региона, а через два дня началась переброска сил на
Украину. Тогда же словаки понесли и первую потерю: при посадке на
аэродроме Самбор попал колесом в колдобину и перевернулся Bk-534
чатника Шрамко из 13-й летки. Машина была разбита, но пилот уцелел.
9 июля при перелете из Самбора на неподготовленную полевую площадку
у с. (Сонюшки Земяновски произошла еще одна авария - на посадке
надпоручик 3-й летки Ф. Вагнер разложил «Шмолик». В тот же день во
Львов перебазировались 1-я и 12-я летки, а на лежавший южнее
аэродром Резно - 13-я.
Первый боевой вылет на восточном фронте
состоялся 5 июля. Как и положено "первому блину", он получился
комом. Один разведчик был послан для уточнения местонахождения своих
войск. Его экипажу удалось обнаружить словацкие части, но по
возвращении летнаб не сумел точно доложить об их расположении. В тот
же день курьерская летка получила подкрепление в виде трех машин,
переданных SLeSoM. Вскоре «отличилась» и она. 8 ночь с 7 на 8 июля
из Хирова, где размещался штаб словацкой авиагруппировки, вылетел в
Самбор курьерский самолет Praga E-241. Его пилот должен был
доставить боевой приказ на день, однако, прибыв к месту назначения в
3.30, он отправился спать и отдал пакет лишь в 10.00. Выполнение
задачи 8 июля оказалось сорванным.
12 июля 1-я летка производила поиск остатков
советских войск и возможных партизан в скрестностях Львова. Однако
экипажи заявили, что никого не обнаружили.
В 1941 г.
словацкие части сохраняли формальную самостоятельность. Поэтому
командующему 4-го ВФ генералу В. фон Рихтгофену пришлось
согласовывать с Братиславой использование истребителей "Авиз» для
прикрытия разведчиков Hs-126 из 3. и 4/32 штэффелей. Эту задачу
выполняли обе истребительные летки. 12-я охраняла «Хеншели» с 15
июля по 3 августа, а 13-я работала с 12 по 30 июля. Во время
операции словаки впервые попали под огонь советской ПВО. 16 июля
звено 13-й летки обстреляли зенитки, которые повредили В-534 чатника
И. Швейдика. Летчик сумел дотянуть до Черткова, однако машина при
посадке разбилась. 21 июля досталось еще одному истребителю этой же
летки. Параротника Л. Жатько шла на сопровождение на высоте около 50
м и буквально влетела в плотный огонь зенитных пулеметов. Машина
ведущего получила серьезные повреждения, но летчик сумел перетянуть
через линию фронта и совершить вынужденную посадку. Ведомый чатник
Я. Режняк возвратился на аэродром и доложил о случившемся, К
подбитому истребителю была отправлена ремонтная команда, которая на
следующий день вернула его в строй.
25 июля в 7.15 на
прикрытие одного Hs-126 отправилось звено 12-й летки, ведомое
чатником Л, Ходро. При пересечении линии фронта группу обстреляли
зенитки, повредившие истребитель чатника Ф. Брезины. Летчику
пришлось приземлиться на территории противника, причем недалеко от
шоссе, по которому двигалась колонна советских войск. Увидев севший
вражеский самолет, красноармейцы открыли по нему интенсивный
ружейно-пулеметный огонь. Брезина выскочил из кабины и укрылся от
пуль за мотором. На выручку ему пришел ведомый другой пары чатник Ш.
Мартиш. Сначала он прижал к земле пехотинцев пулеметным огнем, а
затем посадил свой самолет у подбитого "Авиа". Брезина вскочил на
нижнюю левую плоскость, схватился за стойку центроплана, и Мартиш
взлетел. Так они и добрались до Тульчина, где успешно приземлились.
В тот же день в Резно прибыл хорошо оснащенный армейский
авиапарк, предназначенный для проведения всех видов ремонта
авиатехники в полевых условиях, В его распоряжении было 2 связных
S-328. К этому времени стало ясно, что легкие самолеты курьерской
летки не в полной мере соответствуют своему назначению, особенно для
перелетов с фронта в Словакию. Единственный подходивший для данных
целей Stinson SR-10C Reliant забрал в свое распоряжение министр
обороны генерал Ф. Чатлош. Поэтому пришлось снимать с боевой работы
2-ю летку, успевшую совершить всего 3 вылета иа разведку, и
перенацелить ее на курьерскую службу. При этом в 1-ю и 3-ю летки
передали 5 "Шмоликов".
29 июля словаки впервые встретились с
воздушным противником. В течение дня истребители 12-й летки
несколько раз поднимались с аэродрома Гайсин на перехват, но
результатов не добились. В 18.22 по тревоге взлетела тройка
надпоручика Я. Паленичека и вступила в бой с большой группой И-16,
И-153 и И-17 (так словаки в 1941 г. называли все самолеты новых
типов, в данном случае, вероятно, МиГ-3). Ведущий словаков, видя
численное превосходство противника, увел свое эвено на бреющем
полете в Гайсин. Вой закончился безрезультатно, хотя ряд источников
утверждает, что Паленичек сбил И-15бис, или какой-то мифический
«Кертисс». В тот же день звено 13-й летки перехватило венгерский
FIAT CR.42, при этом Я. Режняк преследовал и обстреливал союзника
вплоть до его аэродрома.
Кроме выполнения потребительных
задач, "Авиа" привлекались для ударов по наземным целям. 20 июля
словаки совершили первый штурмовой налет. В интересах командования
германской 17-й армии 11 истребителей 12-й летки, ведомые командиром
II-й перути м-ром В. Качкой, обстреляли колонну
советских войск, отходившую из Винницы. Ответным огнем были
повреждены четыре «Авиа». Все они вернулись на аэродром базирования,
правда, машину Качки пришлось отправить на капитальный ремонт. 30
июля словаки совершили второй вылет на штурмовку. На сей раз 9
"Авиа" той же летки нанесли удар по советским войскам, двигавшимся
по шоссе Умань-Новоархангельск. Огнем с земли были повреждены 4
самолета, при этом В-534 ведущего 3-го звена чатника М, Даниэла сел
на вынужденную в расположении противника у с. Бабанка. На помощь
пришли ведомые, Чатник И. Дрличка посадил свой истребитель рядом с
машиной командира, а чатник А. Кубович прикрывал товарищей огнем с
воздуха. Как только Дрличка подрулил, Даниэл вскочил в кабину и
занял место за креслом летчика. Вскоре истребитель благополучно
приземлился в Гайсмне.
В августе боевая активность словацкой
авиации свелась практически к нулю. Это было связано с износом
матчасти, реорганизацией фронтовых частей, а также с отзывом 15 и 17
августа соответственно 13-й и 3-й леток на родину. Первая из них за
время пребывания на фронте совершила 349 боевых вылетов, в т. ч. 72
на сопровождение своих и германских самолетов. Встреч с воздушным
противником не имела, но в авариях и от огня ПВО потеряла 6 машин.
На счету второй - 73 вылета, вт. ч. 6 разведывательных. Потери
составили 2 "Шмолика». В том же месяце похудела и курьерская летка:
домой отправились три «Бенеша», после чего на Украине остались всего
две связные "Праги".
Из оставшихся на фронте 1-Й и 12-й
леток была сформирована т, н. Комбинированная перуть, командиром
которой стал м-р Качка, После ряда перебазирований она оказалась в
Белой Церкви. В ночь на 30 августа ВВС РККА нанесли мощный удар по
местному аэродрому и уничтожили много самолетов люфтваффе. Словакам
невероятно повезло - они не понесли никаких потерь. После этого
налета перуть Качки без особых возражений со стороны немцев
перебазировалась в Сквиру.
На Киевском направлении
23 августа немцы создали плацдарм на левом берегу
Днепра в 60 км к северу от Киева, и для войск Юго-Западного фронта
сложилась угрожающая обстановка. Генерал Кирпонос бросил практически
всю наличную авиацию на разрушение переправы противника, в связи с
чем резко обострился вопрос об ее истребительном прикрытии.
Поэтому немцы не побрезговали и старенькими
"Авиа", Словаков ожидала серьезная работа, и им на время пришлось
расстаться с Подвижной дивизией. Первый бой над переправой словаки
провели вечером 7 сентября, когда 10 "Авиа" сошлись с девяткой И-16.
Чатнику Дрличке удалось сбить одного «ишачка». Позже немцы заявили,
что на счету словаков еще один советский истребитель. Следующим
утром вблизи Остра звено Дрлички провело бой с парой И-16 одного из
которых сбил чатник Коцка. Советские летчики проиграли оба боя с
сухим счетом. Зато союзнички доставили словакам много неприятностей.
В голове летчиков люфтваффе накрепко засело то, что все
истребители-бипланы - это самолеты противника, поэтому
"Мессершмитты" неоднократно обстреливали - Авиа». хотя на них и были
нанесены знаки быстрой идентификации. Так, 8 сентября были
повреждены четыре В-534, двум из которых по возвращении на базу
пришлось заменить разбитые моторы.
10 сентября в 14.00 в
районе с. Морозы тройка чатника Ф, Крзхенбела подверглась атаке пары
советских истребителей, которые с большой дистанции открыли огонь из
пушек. Машина ведущего загорелась, а на еще одном «Авиа» был разбит
радиатор. И все же всем словакам удалось вернуться на свой аэродром
в Губин, правда, самолет Крэхенбела пришлось списать. До 17 сентября
12-я летка еще неоднократно вступала в бои с советской авиацией, но
больше ни побед, ни потерь не имела. С 16 сентября приступила к
активной боеаой работе 1 -я летка, базировавшаяся в то время на
аэродроме Мытнмца. В ходе первого вылета экипаж S-328 (летчик
надпоручик П. Гашпарович, летнаб поручик О. Паточек) обнаружил в
районе Переяслааа советскую автоколонну и обстрелял ее из пулеметов.
Утром следующего дни летчик чатник О. Хаулиш и летнаб поручик Ф.
Ганус вышли на «Шмолике» в районе с. Старое на крупную автоколонну,
откуда по ним был открыт сильный огонь из зенитных пулеметов.
Сопровождавшая разведчик тройка В-534 не осталась безучастной и
уничтожила несколько машин. Во второй половине дня чатник Ш. Козачек
и поручик Л. Шоттник обнаружили там же колонну танков, на которые
истребители прикрытия сбросили бомбы. 18 сентября в 17.30 летчик
ротник А. Гарван и летевший в качестве летнаба Гашпарович выследили
у с. Калинов колонну грузовиков, а прикрывавший их Циприх обстрелял
ее и поджег 2 автомобиля.
19 сентября, когда немцы взяли Киев, 12-я летка
была снята с прикрытия мостов и переброшена в Мытницу, При перелете
ее обстреляли германские зенитки, повредившие машину чатника Ланга.
Уже при посадке наскочил на плохо засыпанную воронку и перевернулся
самолет Паленичека. Разведчики в тот день совершили 3 вылета,
обнаружив в разных местах большие скопления советской автотехники.
Последними летали Гашпарович и Пэточ-ка, которые засекли у с.
Войтовцы до 500 автомобилей, но тут же попали под огонь ПВО. У
«Шмолика» были пробиты баки, и экипажу едва удалось дотянуть до
Мытницы. Однако из-за отсутствия запчастей самолет ремонтировать не
стали и бросили на краю аэродрома.20 сентября 1-я летка совершила 5
вылетов на разведку отступавших войск РККА юго-восточнее Киева и
вскрыла более 700 единиц автотехники. Для удара по ним было решено
привлечь все имеющиеся силы словацкой авиации. 21 сентября в 5.35
Гашпарович с Паточкой на "Шмолике" под прикрытием пары "Авиа"
вылетели на доразведку ранее обнаруженных целей. У с. Воронки группа
попала под зенитный огонь и ушла в облака. Выйдя из них. ведущий
истребителей Циприх не обнаружил ведомого чатника В. Калиского. (На
следующий день немцы сообщили, что тот был сбит и погиб). В 6.35
четыре «Авиа» ведомые Даниэлем, проштурмовали в районе Рогозов
советскую авто-технику. В 9.00 семь "Шмоликов" и пять истребителей
нанесли бомбоштурмовые удары по автоколоннам в районах
Рогозов-Нрковцы и Рогозов-Любарцы. Своих потерь не было, но и
результаты не удалось зафиксировать ввиду сильного противодействия
ПВО. Этим налетом была подведена черта под участием словаков в
киевской операции.
В следующем месяце боевая активность
перути резко снизилась. Так с 3 по б октября 1 -я летка совершила
всего 6 вылетов на фоторазведку в районе Днепропетровска.
Сказывались потери и износ матчасти - на 5 октября исправными
оставались всего 3 разведчика и 4 истребителя. Немцы, понесшие
серьезные потери в летне-осенних боях, особой помощи союзнику
оказать не могли. Стало ясно, что пора сворачиваться. Возвращение в
Словакию началось 15 октября и завершилось 25-го. К тому времени 1-я
летка выполнила 752 вылета, из них всего 78 на разведку либо
штурмовку, и потеряла по различным причинам 9 машин. На счету 12-й
летки 770 вылетов, из ник 398 боевых: 107 - на сопровождение
разведчиков. 263 - на прикрытие наземных объектов и 2В - для ударов
по наземным целям. В 58 боях летчики «Авиа» сбили 3 самолета
достоверно и еще 2 предположительно. Было списано 26 В-534. В общей
сложности а 1941 г. на Восточном фронте словаки задействовали 76
боевых самолетов в составе пяти леток, которые совершили 2544
вылета, из них только 676 были связаны с выполнением боевых заданий
и еще 756 относились к «полетам над территорией противника.
Остальное - перелеты с аэродрома на аэродром. Общий налет составил
505000 км и 2284 ч. Из личного состава погибли всего 4 человека, а
вот парк самолетов уменьшился на 46 машин, из которых только 9 было
потеряно по боевым причинам.
Использованы материалы порталов:
http://www.airwar.ru