Иностранная техника поставляемая в СССР по Ленд-Лизу.
Лёгкий танк М3 "Генерал Стюарт" (General Stuart).

Под редакцией - Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Июль 2010.

Первыми американскими танками, прибывшими в Советский Союз по программе ленд-лиза, были легкий МЗ "Генерал Стюарт" и средний МЗ "Генерал Ли", более известные как МЗл и МЗс. Вторая - после танков М4А2 "Шерман" - наиболее массовая машина американского производства, легкий танк M3A1 "Stuart", из-за слабого вооружения в СССР не прижилась и быстро исчезла с фронта, а с 1943 года по ленд-лизу стал поставляться более совершенный М5, обладавший как достоинствами, так и недостатками предшественника.




Лёгкий танк М3
"Генерал Стюарт"
(General Stuart).

Лёгкий танк М3А3.
"Генерал Стюарт"
(General Stuart).

В Соединенных Штатах Америки на основе опыта первой мировой войны сложилось мнение о том, что танки всегда будут использоваться только для непосредственной поддержки пехоты. Эта точка зрения нашла свое отражение в акте о национальной обороне, который имел большое значение для американской армии в период 1920 — 1940 годов. По данному акту запрещалась организация бронетанковых частей как отдельного рода войск. Совершенствование танков вменялось в обязанность начальнику пехоты американской армии, в аппарате которого была создана танковая комиссия. До 1932 года в США имелось 7 образцов легких танков и 3 средних, предназначенных для выполнения задач непосредственной поддержки пехоты. Однако как легкие, так и средние танки не поступали на вооружение, потому что они обладали невысокими боевыми и техническими данными.

Помимо танковой комиссии пехоты с 1931 года начинает заниматься танками комиссия механизации кавалерии, находившаяся в подчинении начальника кавалерии армии США. Если пехотное командование рассматривало танки только как средство непосредственной поддержки пехоты, то комиссия механизации кавалерии видела в них основу подвижных соединений. Начиная с 1931 года для кавалерии было построено 10 опытных образцов быстроходных легких танков. Затем в 1939 году на вооружение был принят кавалерийский танк М1, отличавшийся неплохими скоростными данными. Он явился исходной моделью при создании ряда промежуточных образцов. Эта работа завершилась выпуском в 1940 году легкого танка М3. К лету этого года США имели в строю мизерное количество танков, — около 300 легких и 20 средних. По своим боевым и техническим свойствам они значительно уступали лучшим образцам танков того времени.

Американские танки, выпускавшиеся до 1941 года, имели ряд специфических особенностей. К их числу относятся звездообразные двигатели, коробки передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления и синхронизаторами, двойные дифференциалы в качестве механизма поворота танков, блокированные на два катка подвески с коническими рессорами, резино-металличесские гусеницы с резино-металлическими шарнирами. Введение двойных дифференциалов, при которых танки имели наименьшие радиусы поворота в пределах 10 — 13 метров, диктовалось резино-металлическими гусеницами. Двойные дифференциалы применялись во всех моделях американских танков вплоть до 1945 года. Что касается резино-металлических гусениц, то их создали в целях сохранения дорог и уменьшения шума при движении машин. В дальнейшем американцы отказались от довоенного типа гусениц, сохранив лишь резино-металлические шарниры.

В ходе производства легкий танк М3, получивший наименование «стюарт», претерпел ряд изменений и улучшений. Так, клепаную башню заменили литой, а позднее придали ей круглую форму вместо многогранной. С середины 1941 года танки стали оснащаться стабилизаторами пушки и двумя дополнительными сбрасываемыми баками горючего емкостью по 95 литров. В следующем году танки выпускались уже со сварным корпусом, на некоторых устанавливали дизель-моторы. На модификации М3А1 для уменьшения высоты убрали командирскую башенку, а также курсовые пулеметы, ввели электропривод для вращения башни с поликом. Сварной корпус модификации М3А3 имел совершенно новую форму с рациональными углами наклона лобового и бортовых листов. Большой объем корпуса был использован для увеличения боекомплекта и запаса горючего.

Впервые участие в бою танки М3 приняли в составе 8-й английской армии в Северной Африке в ноябре 1941 года. Здесь выявилась слабость их вооружения и бронирования даже по сравнению с итальянским танком М13/41. Однако МЗл заслуженно считается одним из лучших легких танков Второй мировой войны. Английские танкисты, сражавшиеся в северной Африке, прощали ему и слабое вооружение, и пожароопасность авиационного двигателя, поскольку "Стюарт" позволял им постоянно "висеть на хвосте" преследуемых немецко-итальянских войск. Динамические характеристики танка были отличными - семицилиндровый двигатель "Континенталь" мощностью 250 л.с. разгонял 12-тонную машину до 58 км/ч.

До конца войны МЗл воевал в Африке, с успехом использовались против японских войск в условиях отсутствия сильной противотанковой обороны в джунглях Бирмы и на островах Тихого океана и в Европе, став самым популярным и массовым легким разведывательным американским танком Второй мировой войны - заводы сдали 13 859 машин трех модификаций, в том числе 711 штук с дизелем "Гиберсон".


В 1942-43 годах Красная Армия получила 1665 танков МЗА1, которые если не превосходили, то не уступали советским Т-60 и Т-70. Подвижность танка и работоспособность его ходовой части находили изумительными. Вот только 37-мм пушка, по бронепробиваемости не уступавшая советской 45-мм обр. 1937 года, к 1942 года оказалась уже слабоватой. Разместить же более мощную артсистему не позволяли размеры башни. При общей простоте и надежности у МЗл выявился существенный недостаток – если автомобильные двигатели Т-60 и Т-70 охотно потребляли низкосортный бензин, то мотор "Стюарта" предпочитал исключительно высокооктановый авиационный, а если его снабжали обычным для машин Красной Армии топливом, то он быстро выходил из строя. Наиболее подходящим мотором для танков советские специалисты считали дизель и впоследствии деликатно отказывались от тех американских танков, которые на поле боя вспыхивали и горели как свечи, унося с собой драгоценные жизни советских танкистов. Тем не менее танк производился до 1943 г., пока его не сменил более совершенный М5, обладавший как достоинствами, так и недостатками предшественника.


Тактико-технические характеристики General Stuart:
  • Масса 12 940
  • Экипаж 4 чел
  • Силовая установка: W670-9A "Continental" бензиновый, 250 л.с.
  • Максимальная скорость 58 км/час
  • Вооружение: 37-мм пушка M6, 3x7,62 пулемета "Browning"
  • Бронирование: 25-38 мм

Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы порталов:
  1. http://www.weltkrieg.ru

  2. http://www.gewehr.ru

  3. http://world.guns.ru

  4. http://www.arms.ru
Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Июль 2010.