К началу 1930-х годов советская пушечная дивизионная артиллерия была представлена модернизированной 3-дюймовой пушкой обр. 1902 г., принятой на вооружение под официальным наименованием 76-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. Модернизация этого орудия заключалась главным образом в увеличении дальности стрельбы за счёт увеличения максимального угла вертикального наведения (ВН) и повышения начальной скорости за счёт использования более длинного ствола. Однако принципиальные недостатки однобрусного лафета — отсутствие подрессоривания и малый угол горизонтального наведения (ГН) — остались не устранёнными. Дальнейшая модернизация «трёхдюймовки» была признана бесперспективной.
76-мм дивизионная пушка обр. 1902/30 гг. |
76-мм дивизионная пушка образца 1936 года (Ф-22). |
76-мм дивизионная пушка образца 1936 года (Ф-22). |
76-мм дивизионная пушка образца 1939 года (УСВ). |
76-мм дивизионная пушка образца 1939 года (УСВ). |
76-мм дивизионная пушка образца 1939 года (УСВ). |
переделанные 76-мм пушки обр. 1936 г. под индексом Pak 36(r). |
переделанные 76-мм пушки обр. 1936 г. под индексом Pak 36(r). |
переделанные 76-мм пушки обр. 1936 г. под индексом Pak 36(r). |
переделанные 76-мм пушки обр. 1939 г. (УСВ) под индексом Pak 39(r). |
76-мм дивизионная пушка обр. 1942 года - ЗиС-3. |
Конструкторское бюро горьковского завода № 92 («Новое Сормово») было создано в январе 1934 года под руководством В. Г. Грабина и он начал проектирование новой артиллерийской системы, получившей заводской индекс Ф-22. Проектирование Ф-22 было завершено к началу 1935 года.
Три опытных образца Ф-22 были изготовлены на заводе № 92 в апреле 1935 года, причём два орудия имели складные (ломающиеся) станины, а одно — обычные. Все опытные экземпляры имели дульный тормоз и удлинённую камору под новый патрон. Для Ф-22 были специально разработаны новые снаряды массой 7,1 кг, которыми она стреляла с начальной скоростью 710 м/с на максимальную дальность 14 060 м. 8 мая 1935 года были начаты заводские испытания, 9 июня того же года опытные образцы были доставлены под Москву на Софринский полигон.
14 июня опытные образцы Ф-22 вместе с другими образцами универсальных и полу-универсальных дивизионных пушек приняли участие в показе образцов артиллерийского вооружения высшему руководству страны во главе с И. В. Сталиным. Опытный образец Ф-22 с обычными станинами произвёл на Сталина хорошее впечатление и был отправлен на полигонные испытания, которые закончились 16 декабря 1935 года. В начале июля 1935 года завод № 92 получил срочный правительственный заказ на изготовление опытно-валовой партии Ф-22 из 10 орудий в течение 4 месяцев. В марте 1936 четыре пушки поступили на войсковые испытания, завершившиеся 22 апреля 1936 года. На них был выявлен ряд недостатков орудия, но, несмотря на это, 11 мая того же года Ф-22 была принята на вооружение под наименованием «76-мм дивизионная пушка обр. 1936 г.» и запущена в серийное производство.
По сравнению с опытными образцами серийные орудия имели ряд существенных отличий. В частности, был исключён дульный тормоз (по мнению заказчика, он сильно демаскировал пушку поднимаемыми клубами пыли), а также принята камора под гильзу образца 1900 года. В то время Главное артиллерийское управление (ГАУ) не было готово перейти на другую гильзу (или другой калибр) дивизионных пушек, поскольку на складах оставались очень большие запасы 76-мм выстрелов с гильзой обр. 1900 г., выпущенных в период Первой мировой войны в Российской империи или импортированных из зарубежных стран. Переход на новый, более мощный выстрел в то время, несмотря на все предоставляемые им преимущества, считался неприемлемым по экономическим соображениям. В то же время спроектированная под более мощную баллистику Ф-22 имела большой запас прочности и, как следствие, потенциальную возможность стрельбы с более высокой начальной скоростью снаряда по сравнению со штатным выстрелом.
Ф-22 была запущена в валовое производство на трёх заводах: № 92, Кировском и Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ). Освоение пушки в производстве шло тяжело, как по причине её значительно более сложной конструкции по сравнению с предыдущими орудиями аналогичного класса, так и потому, что пушка имела массу дефектов и постоянно совершенствовалась. В частности, в 1937 году испытывались Ф-22 «полуторной очереди», имевшие литой нижний станок, усиленную обойму люльки и ряд других изменений, а также орудие «второй очереди», имевшее клёпаные верхний и нижний станки, сниженную на 35 мм линию огня, изменённый поворотный механизм. Первые 10 предсерийных орудий были выпущены в 1936 году, а в конце 1939 года серийное производство Ф-22 было прекращено в связи с принятием на вооружение нового орудия — 76-мм дивизионной пушки образца 1939 года (УСВ), также разработки КБ Грабина.
Конструктивные решения, направленные на придание орудию свойств зенитной пушки, отрицательно сказались на характеристиках Ф-22 как дивизионной артиллерийской системы. Орудие имело очень большие габариты (особенно по длине) и вес (почти на 500 кг больше в боевом положении, чем вес появившейся через 5 лет 76-мм дивизионной пушки ЗИС-3). Это весьма ограничивало подвижность Ф-22, в частности возможность её перемещения силами расчёта. Пушка имела массу недоработок, была малотехнологична и капризна в эксплуатации.
По дальности стрельбы и бронепробиваемости Ф-22 не имела значительных преимуществ перед более старой дивизионной пушкой обр. 1902/30 гг. Использование Ф-22 как противотанкового орудия было затруднено тем, что прицел и механизм вертикального наведения находились по разные стороны ствола, соответственно, наведение орудия не могло осуществляться одним только наводчиком. В то же время конструкция пушки, спроектированной под более мощный выстрел, позволяла с относительно небольшими затратами конвертировать её в мощное противотанковое орудие, что и было осуществлено немецкими инженерами.
Военное руководство достаточно быстро разочаровалось в Ф-22 — уже в ходе серийного производства пушка была отправлена на повторные войсковые испытания, а уже в марте 1937 года были выданы тактико-технические требования на новое дивизионное орудие. После завершения его разработки серийное производство Ф-22, продолжавшееся фактически лишь 3 года, было прекращено. Сменившая Ф-22 в производстве 76-мм пушка обр. 1939 г. (УСВ) за счёт уменьшения длины ствола и максимального угла ВН была легче на 135 кг и короче в походном положении более чем на метр, при том что её баллистические характеристики изменились несущественно.
Конструктивно Ф-22 представляет собой полу-универсальную пушку (то есть орудие, совмещающее в себе качества дивизионной и частично зенитной пушки). Орудие имеет современную на момент создания конструкцию с раздвижными станинами, подрессориванием и металлическими колёсами с резиновыми шинами.
Ствол орудия состоит из свободной трубы, кожуха и казённика. Полная длина ствола — 3895 мм (51,2 калибра), длина канала ствола — 3680 мм (48,4 калибра). В стволе 32 нареза, идущих слева вверх направо. Глубина нарезки 0,76 мм, ширина нарезов 5,38 мм, ширина поля 2,1 мм, крутизна нарезов — 25 калибров. Масса ствола с затвором 440—450 кг. Затвор полу - автоматический вертикальный клиновой, обеспечивающий техническую скорострельность до 21 выстрела в минуту.
Противо-откатные устройства смонтированы в люльке под стволом, включают в себя гидравлический тормоз отката веретённого типа и гидропневматический накатник; длина отката переменная (600—1010 мм). Прицел с механизмом горизонтального наведения и механизм вертикального наведения располагались с разных сторон ствола, что требовало участия в наведении орудия двух номеров расчёта. Подъёмный механизм имел один сектор, обеспечивал вертикальное наведение от -5 до +75. Поворотный механизм винтового типа обеспечивал горизонтальное наведение в секторе 60. Штатный прицел обеспечивал стрельбу только по наземным целям, для зенитной стрельбы требовался «прицел с зенитной частью», который в войска не поступал.
Лафет с раздвижными станинами и подрессориванием. Боевая ось коленчатая. Рессора пластинчатая, размещена перпендикулярно оси пушки. Орудия первых выпусков имели металлические дисковые колёса КПМ с грузошиной, в дальнейшем использовались колёса ГК с шинами, заполненными губчатым каучуком. Для защиты расчёта орудия от ружейно-пулемётного огня, осколков и взрывной волны имеется щитовое прикрытие толщиной 3,5 мм. Орудие могло перевозиться как конной тягой (шестёрка лошадей) с передком, так и механической тягой (максимальная скорость буксировки по шоссе — 30 км/ч).
Боевое применение
Впервые Ф-22 пошли в бой во время конфликтов у озера Хасан и на реке Халхин-Гол[21]. Пушка приняла активное участие и в советско-финской войне 1939—1940 годов, в частности на 8 февраля 1940 года в артиллерии Северо-Западного фронта имелось 480 76-мм дивизионных пушек, главным образом — Ф-22.
В годы войны 76-мм пушка обр. 1936 г. использовалось как полевая пушка, реже — как противотанковая. На 22 июня 1941 года в Красной армии имелось, по разным данным, 3041 или 2868 76-мм пушек обр. 1936 г., из них в западных военных округах — 2300 орудий. Наиболее активно Ф-22 использовались в 1941 году; в дальнейшем, вследствие больших потерь их число в войсках сильно сократилось, но в небольших количествах они применялись и позднее — так, в Курской битве участвовало 2 истребительно-противотанковых полка, вооружённых этими орудиями, переброшенными с Дальнего Востока.
В ходе боёв 1941—1942 годов вермахтом было захвачено в исправном состоянии большое количество (более 1250 шт.) Ф-22. Первоначально их использовали в качестве полевых орудий, присвоив индекс 7,62 cm F.K.296(r). В конце 1941 года немецкие инженеры обследовали трофейные Ф-22 и обнаружили, что данное орудие, изначально созданное под более мощный выстрел, чем принятый в итоге, имеет значительные запасы прочности. Учитывая имевшийся в то время в немецкой армии дефицит орудий, способных успешно бороться с советскими танками Т-34 и КВ-1, было решено осуществить переделку Ф-22 в мощную противотанковую пушку. Модернизация орудия включала в себя расточку каморы под гильзу большего размера, установку дульного тормоза (вероятно, не на всех орудиях; сохранилось не менее двух экземпляров орудия без дульного тормоза), перенос механизма вертикального наведения на одну сторону с прицелом, уменьшение угла возвышения, исключение механизма переменного отката, уменьшение щита. Для орудия был спроектирован новый боекомплект, включавший как обычные бронебойные, так и подкалиберные и кумулятивные снаряды. Баллистические характеристики орудия существенно возросли: если Ф-22 стреляла снарядом БР-350А весом 6,3 кг с начальной скоростью 690 м/с, то модернизированная пушка, получившая индекс Pak 36(r), стреляла снарядом Pzgr.39 весом 7,6 кг с начальной скоростью 740 м/с.
В таком виде начавшая поступать в немецкие войска весной 1942 года Ф-22 стала одной из лучших противотанковых пушек вермахта на то время. Всего было переделано 560 орудий на полевом лафете (по некоторым сведениям, это число включает в себя и переделанные пушки обр. 1939 г. под индексом Pak 39(r)), а также 894 орудия, приспособленных для установки на противотанковые САУ Marder II и Marder III. Несколько десятков Pak 36(r) было захвачено советскими войсками в ходе Сталинградской битвы и направлено для использования в истребительно-противотанковые полки.
Немцы в конце 1941 года изготовили 9 импровизированных САУ 7,62 cm F.K.36(r) auf Panzerjager Selbstfahrlafette Zugkraftwagen 5t (также называвшихся Diana), установив Ф-22 в оригинальном варианте на шасси полугусеничного тягача Sd.Kfz.6. Пушка помещалась в прямоугольной бронированной рубке с толщиной стенок 10 мм, вес САУ составлял 10,5 т. Эти САУ использовались в Северной Африке в 1942—1943 годах в составе 3-й роты 605-го батальона истребителей танков, особо отличившись в боях у Газалы в мае — июне 1942 года.
Ф-22, переделанные в Pak 36(r), монтировались на самоходные артиллерийские установки Marder II на шасси лёгкого танка Pz.II и Marder III на шасси лёгкого танка Pz.38(t). В 1942 году было изготовлено 210 и 363 шт. таких САУ соответственно, активно использовавшихся в боевых действиях.
Некоторое количество Ф-22 было захвачено румынской армией и в начале 1943 года путём установки трофейных Ф-22 на шасси трофейных же советских лёгких танков Т-60 была создана противотанковая САУ TACAM T-60. Исходное шасси было существенно переделано: установлен новый двигатель, вместо башни танка смонтирована бронированная рубка, в дополнение к орудию установлен пулемёт. Всего в 1943 году были изготовлены 34 самоходные артиллерийские установки, участвовавшие в боях вплоть до августа 1944 года.
Финская армия использовала 86 трофейных Ф-22, из которых 37 было захвачено в ходе советско-финской войны 1939—40 годов, а 49 — в ходе Великой Отечественной войны. Орудие, получившее в финской армии индекс 76 K/36 и личное имя «Rotanhаntа», оценивалось финнами очень высоко вследствие современности конструкции и хорошей баллистики. К недостаткам были отнесены сложности с буксировкой орудия по пересечённой местности по причине низкого клиренса, неудобное расположение приводов вертикального и горизонтального наведения, а также недостаточно надёжная работа полуавтоматического затвора. Ф-22 оставались на складах финской армии вплоть до начала 1990-х годов.
Организационно-штатная структура
На вооружении РККА в 1930-1940-е годы состояло несколько наименований дивизионных пушек, и дивизия в это время могла быть вооружена одним из них. Согласно штату дивизии 1935 года дивизионные пушки организационно входили в штат трёх легких артиллерийских дивизионов артиллерийского полка дивизии – всего 24 орудия. В стрелковой дивизии по штату 1939 года имелся лёгкий артиллерийский полк в составе дивизиона 76-мм пушек (3 батареи по 4 орудия) и двух смешанных дивизионов (две батареи 122-мм гаубиц и одна батарея 76-мм пушек). Итого в дивизии имелось 20 76-мм дивизионных пушек. По штату июля 1940 года артиллерийский полк дивизии состоял из двух дивизионов по две батареи 76-мм пушек и одной батареи 122-мм гаубиц четырёхорудийного состава в каждом – всего 16 дивизионных пушек. В марте 1942 года в полк добавляется третий дивизион из батареи 76-мм пушек и батареи 122-мм гаубиц и пушек в дивизии становится 20.
В моторизованной дивизии в 1939—1941 годах также имелось 8 дивизионных пушек. В кавалерийских дивизиях в 1939—1941 годах имелось также 8 дивизионных пушек, с августа 1941 до лета 1942 года дивизионная артиллерия из штата кавалерийских дивизий была исключена. В стрелковых бригадах с 1939 года также имелось 8 дивизионных орудий, в мотострелковых и механизированных бригадах — 12 орудий.
Также Ф-22 входили в состав противотанковых частей. С начала 1941 года формировались артиллерийские бригады противотанковой обороны, состоявшие из двух полков, каждый из которых по штату имел дивизион 107-мм пушек М-60, 2 дивизиона 85-мм зенитных пушек 52-К, 2 дивизиона 76-мм дивизионных пушек и зенитный дивизион, имевший на вооружении 37-мм автоматические пушки и пулемёты ДШК. После начала войны артиллерийские бригады постепенно расформировываются, вместо них формируются истребительно-противотанковые артиллерийские полки (иптап) из 4—6 батарей по 4 орудия в каждой.
Боеприпасы и баллистика
Выстрелы орудия комплектовались в виде унитарного патрона. С целью возможности использования большого имеющегося количества ранее заскладированных боеприпасов камора Ф-22 была оставлена той же, что и у предшествующей дивизионной пушки образца 1902/30 годов.
Латунная или стальная гильза унитарного патрона образца 1900 года массой 1,55 или 1,45 кг соответственно имела длину 385,3 мм и диаметр фланца 90 мм. Заряд 54-Ж-354 состоял из 1,08 кг пороха марок 4/1 или 9/7. Для старых гранат и некоторых шрапнелей использовался заряд 54-Ж-354А весом 0,9 кг пороха марки 7/7. Подкалиберные и кумулятивные снаряды также применялись со своими собственными специальными зарядами. Также орудие могло стрелять всем ассортиментом выстрелов к 76-мм полковой пушке обр. 1927 г. — заряд этих выстрелов считался для дивизионных пушек штатным уменьшенным.
На начало Великой Отечественной войны боекомплект Ф-22 включал единственный тип бронебойного снаряда — БР-350А. Позднее на вооружение был принят более технологичный и эффективный снаряд с кольцевыми канавками (локализаторами) БР-350Б и его сплошной вариант (без заряда взрывчатого вещества) БР-350СП. Благодаря большей примерно на 30 м/с начальной скорости по сравнению с дивизионными пушками с длиной ствола 40 калибров (обр. 1902/30 гг., УСВ, ЗИС-3) бронепробиваемость Ф-22 была несколько выше.
Кумулятивные снаряды, имевшие бронепробиваемость до 100 мм, появились в боекомплекте дивизионных орудий с конца 1944 года, а до этого времени при борьбе с танками использовались либо обычные бронебойные, либо подкалиберные снаряды. В начальный период войны из-за нехватки бронебойных снарядов против бронированных целей зачастую применялась шрапнель, поставленная «на удар». Бронепробиваемость такого «эрзац-бронебойного» боеприпаса составляла порядка 30 мм на дистанциях ближнего боя. Использование подкалиберных и кумулятивных снарядов из Ф-22 теоретически было возможно, но на практике из-за небольшого количества сохранившихся ко второй половине войны на фронте орудий этого типа сведений об их применении не имеется.
Наибольший ассортимент выстрелов имелся для фугасных и осколочно-фугасных снарядов по причине наличия большого количества старых гранат русского и французского производства. Также широкой была номенклатура шрапнельных боеприпасов. Снаряд ОФ-350 при установке взрывателя на осколочное действие при разрыве создавал 600—800 убойных осколков (весом свыше 1 г), создающих площадь сплошного поражения размером 8x5 м (поражается 90 % целей) и действительного поражения — размером 30x15 м (поражается 50 % целей). При установке взрывателя на замедленное действие создавалась воронка глубиной 30—50 см и диаметром 70—100 см.
Шрапнели имелись нескольких разновидностей. Наиболее распространённые пулевые шрапнели типа Ш-354 содержали 260 круглых пуль диаметром 12,7 мм и весом 10,7 г каждая. Размер зоны действительного поражения шрапнелью составлял по фронту 20 м, а в глубину, в зависимости от дистанции и высоты разрыва, от 260 до 300 м. Шрапнели активно применялись в 1941—1942 годах, позднее их использование было эпизодическим, главным образом для самообороны расчётов с установленным на разрыв при вылете из ствола взрывателем. С этой же целью применялась картечь Щ-350, содержавшая 549 пуль весом по 10 грамм, создающих зону поражения размером 50 200 м. Стоит заметить, что 76-мм пушки обр. 1936 г. позволяли использование картечи, в отличие от более поздних дивизионных орудий ЗИС-3 того же калибра — наличие дульного тормоза у последних исключало её применение по соображениям безопасности расчёта и из-за повреждений дульного тормоза картечными пулями.
Зажигательные снаряды также имелись нескольких разновидностей, в частности использовались термитные снаряды Погребнякова — Стефановича и снаряды с фосфорно-катушечным зажигательным составом. В 1930-х годах был начат выпуск снарядов З-350 с термитными сегментами, уложенными в три ряда по три сегмента. При разрыве снаряда сегменты воспламенялись и разлетались в радиусе 8 м, развивая при горении температуру до 2500°.
Осколочно-химические снаряды ОХ-350 снаряжались тротилом и отравляющими веществами типа Р-12 или Р-15. В таблицы стрельбы осколочно-химические снаряды не включались; чтобы иметь возможность их использования, форма и масса данных снарядов были идентичны осколочно-фугасным гранатам ОФ-350. В 1934 году проходила испытания ядовитая шрапнель, представлявшая собой пули весом в 2 и 4 грамма, в которые были запрессованы кристаллики ядовитого вещества. Испытания прошли успешно, но на вооружение ядовитая шрапнель не принималась.