Т - 26 - лёгкий пехотный танк "Виккерс 6-тонный".
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Февраль 2007.

Использованы материалы портала //www.battlefield.ru и //armor.kiev.ua


Английский танк "Виккерс-Армстронг" Мк.Е, более известный под названием "Виккерс 6-тонный" был создан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В). Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй - 47-мм пушкой.

Т-26 В это время в Англии находилась советская комиссия, возглавляемая начальником Управления моторизации и механизации РККА командармом 1 ранга И. А. Халепским. Ей-то и приглянулся новый танк, который весьма удачно вписывался в разработанную в 1929 году "Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА", предусматривавшую потребность армии как в танках дальнего действия, так и в танках непосредственной поддержки пехоты. В качестве базового образца для первых в 1931 году тем же Халепским будет выбран танк Кристи M.1930, а для последних как нельзя лучше подходил "Виккерс-Армстронг" Мк.Е модели А: для поддержки пехоты в то время считалось достаточным чисто пулеметное вооружение. От Советского Союза и последовал 28 мая 1930 года первый заказ на двухбашенные "виккерсы". К 4 июля 1931 года все 15 заказанных машин покинули цех фирмы. В СССР танк приняли на вооружение, даже не дождавшись выпуска первого отечественного образца (также, впрочем, поступили и с Кристи-БТ) - 13 февраля 1931 года. В мотомеханизированных войсках Красной Армии ему был присвоен индекс Т-26. Серийный выпуск развернули на ленинградском заводе "Большевик" (бывший Обуховский завод). Танковое производство завода "Большевик" вскоре было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова.

Т-26 Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных (23), "двадцать шестой" также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии. На протяжении первых двух лет танк Т-26 выпускался исключительно в двухбашенном варианте (позже, когда в частях Красной Армии появились танки разных модификаций, для них использовали соответствующие обозначения. Двухбашенные танки Т-26 известны как танки образца 1931 и 1932 годов. однобашенные с цилиндрической башней - как танки образца 1933-1937 годов, а однобашенные с конической башней - как танки образца 1938 и 1939 года. В каждой башне размещался один человек, башни вращались независимо в секторе около 270°. Вооружение танка составляли или два пулемета ДТ или 37-мм пушка и один ДТ.

Т-26 Танки, вооруженные пушками, предназначались для командиров взводов и рот. Поэтому некоторые из пушечных танков оснастили приемо-передающими радиостанциями: радиофицированные танки можно было легко отличить по характерной поручневой антенне в задней части корпуса. 37-мм пушка представляла собой пушку Гочкиса, модернизированную в СССР. В конце 1931 года прототипы получили 37-мм пушку образца 1930 года (ПС-2, конструктор - инженер П. Н. Сячентов; пушка ПС-2 представляла собой вариант 37-мм противотанковой пушки Rheinmetall Pak 30), которая имела более длинный ствол и большую начальную скорость снаряда. Вооруженный этой пушкой танк известен как танк Т-26 образца 1932 года. В 1933 году начался выпуск однобашенного варианта танка Т-26, оснащенного цилиндрической башней большого диаметра (аналогичной башне БТ-5), в которой разместилась 45-мм пушка 20K образца 1932/38 года со спаренным пулеметом ДТ. Это была самая массовая модификация танка, всего советская промышленность дала более 5000 таких машин. В ходе серийного выпуска конструкция танка подвергалась многочисленным изменениям и доработкам: была увеличена емкость топливных баков, танк оснастили зенитным пулеметом, начиная с 1937 года все танки были радиофицированы (радиостанция 71-ТК-З), вместо клепки широко использовали сварку, пушка получила литую маску, были усовершенствованы прицелы, для стрельбы в темноте пушку оснастили мощным прожектором, разные модификации танка отличались друг от друга возимым боезапасом и постоянно возрастающей массой.

Т-26 В 1938 году появилась новая модификация танка Т-26, оснащенная сварной конической башней. В башне разместили модернизированную 45-мм пушку 20K образца 1932/38 года с улучшенным прицелом (некоторые танки оснащались телескопическим прицелом ТОС со стабилизированной линией прицеливания). В днище танка проделали дополнительный (аварийный) люк и в очередной раз увеличили емкость топливных баков. В 1939 году появилась очередная модификация танка - Т-26 образца 1939 года. Эта модификация имела наклоненные бронеплиты подбашенной части корпуса, улучшенные жалюзи воздухозаборника (для защиты от бутылок с зажигательной смесью - опыт боев в Испании), вместо пулемета в задней части башни разместили дополнительный боезапас. Все переделки привели к тому, что масса танка значительно возросла. До конца 1939 года было выпущено более 1300 танков с конической башней. Уже в 1933 году завод "Красный Пролетарий" разработал на базе танка Т-26 танк поддержки пехоты. Первый проект - П-Т-26 - так и остался на бумаге. Затем последовал проект "артиллерийского" танка - Т-26А или Т-26-4 с башней от танка БТ-7А, в которой располагалась 76.2-мм пушка КТ-26. Машины этого типа должны были следовать позади обычных танков и огнем своих мощных пушек подавлять цели, против которых оказались бессильны пушки калибра 45 мм. В 1934-1935 годах построили 65 таких машин, после чего от их выпуска, по-видимому, отказались.

Т-26 Еще до начала 2-й Мировой войны танки Т-26 участвовали в боях, и не только в Испании и Китае. В июле 1938 года вспыхнул вооруженный конфликт на озере Хасан, который через несколько дней (в первых числах августа) превратился в полномасштабную многодневную битву с участием многочисленных войсковых частей и большого количества разной техники. С советской стороны в боях участвовала 2-я отдельная механизированная бригада комбрига А. П. Панфилова (три батальона Т-26, батальон и рота БТ и отряд экспериментальных самоходок СУ-5), приданная 39-му стрелковому корпусу, а также 32-й и 40-й отдельные батальоны танков Т-26 из 32-й и 40-й пехотных дивизий. Батальонами командовали майор М. В. Алимов и старший лейтенант Ситников. Всего перечисленные части насчитывали в своем составе 351 танк (257 Т-26, в том числе 10 ОТ и 3 СТ, 81 БТ-5 и БТ-7, а также 13 СУ-5). Десятидневное сражение не принесло ни одной из сторон решающей победы. Потери советской стороны составили: 9 сожженных и 76 поврежденных Т-26 и 8 БТ, что составило почти треть от первоначальной численности. 39 поврежденных танков удалось отремонтировать непосредственно в частях, остальные пришлось отправить на завод. Большое количество повреждений среди Т-26 объясняется не только слабой подготовкой механиков-водителей, но также из-за технологических причин и не слишком высокого качества бронетехники (чаще всего из строя выходил главный фрикцион и коробка передач). Танки сталкивались с серьезными трудностями при движении по заболоченной местности. Броня Т-26 была очень тонкой и легко пробивалась противотанковыми снарядами. Использование поручневых антенн демаскировало командирские танки и в первый же день боев, почти все командирские машины были выбиты, поскольку именно на них противник концентрировал огонь.

Т-26 Стало ясно, что несмотря на многочисленность, танки не смогли выполнить поставленные перед ними задачи и сколько-нибудь значительно повлиять на исход сражения. В дальнейших боях, произошедших в июле-августе 1939 года на Халхин-Голе, главную роль играли БТ, ставшие к тому времени основными советскими танками. Тем не менее, огнеметные танки ОТ-26 и ОТ-130 получили высокую оценку командования. В конце августа 1939 года танковые войска Красной Армии располагали почти 8500 танками Т-26. Эти танки составляли главную силу нескольких отдельных танковых бригад, приданных стрелковым корпусам или общевойсковым армиям. Отдельная танковая бригада легких танков Т-26 состояла из штаба, 4 батальонов танков, моторизованного и ремонтного батальона и разведывательной роты, роты поддержки, роты связи и санитарной роты. По штатам военного времени весьма эластичные отдельные танковые бригады насчитывали от 256 до 267 танков Т-26 (240-245 линейных Т-26, из них часть радиофицированные, 24 танка поддержки Т-26-4, практически ни в одной бригаде не было такого количества танков поддержки, а также 10-11 огнеметных танков. Кроме того, в бригаде имелись разведывательные танки Т-37/Т-38 (до 17 штук). Роты танков Т-26 имелись в отдельных танковых батальонов некоторых (первого удара?) стрелковых дивизий. Эти батальоны носили номера с 301 по 399 и использовались во время боевых операций в Польше в 1939 году.

Следующим по времени заказом на "6-тонный" стал греческий. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.

Единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство "виккерсов", стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов "Гочкис" wz.14.

Виккерс E Виккерс E


Виккерс E Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации. Довольно капризный карбюраторный двигатель "Армстронг-Сиддлей" был заменен дизелем "Заурер" мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу "Урсус" был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами "Браунинг" wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski). Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма "Бофорс" разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.

Тем временем "расползание" "виккерсов" по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины - две однобашенных и одну двухбашенную - заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными "виккерсами" на Латиноамериканском континенте, а кроме того - первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских "виккерса". Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны - Асунсьоне. В феврале - марте 1933 года 10 машин модели В ушли в Таиланд (тогда эта страна называлась Сиам). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси "6-тонного" с водруженным на него корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат "пом-пом". В 1938 году Таиланд заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939 года фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы английским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Англии в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем "Роллс - Ройс". В 1938 году восемь однобашенных "виккерсов" закупила Болгария. В США, Японию и Италию "6-тонные" не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному "Виккерс А" находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.

Виккерс E Самая же богатая "коллекция" "виккерсов" имелась в Финляндии. Одну машину финны закупили еще в 1933 году. Пять лет спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя "таиландскими" танками они были единственными "6-тонными", состоявшими на вооружении британской армии. Поступившие в Финляндию танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции "Маркони" SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы "Гочкис". И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков "Рено" FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо "Гочкисов" установили пистолеты-пулеметы "Суоми" калибра 9 мм. Именно в таком виде финские "виккерсы" пошли в бой против своих советских "собратьев" - танков Т-26. После "зимней войны" 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы "Суоми" также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд "родных" английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е!

Т-26Е Внешне модернизированный таким образом "виккерс" действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е - к правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е, последние из которых использовались вплоть до 1959 года. Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они почти на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26. Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года - двухбашенных. А в 1942 году танков этой модификации у них имелось уже 17. Спустя два года на шести машинах две башни заменили одной - с 45-мм пушкой. В период "зимней войны" были захвачены и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. В 1942 году было уже 65 Т-26 обр. 1933 года и 32 обр. 1937-1939 годов. К моменту окончания второй мировой войны Финляндия располагала 75 танками Т-26 всех вышеназванных образцов. Семь танков, с которых в 1944 году сняли башни, использовались в качестве тягачей аж до 1961 года. В качестве трофеев финнам достались и огнеметные варианты Т-26: по четыре штуки ОТ-130 и ОТ-133. Весной 1943 года все они были перевооружены 45-мм пушками, причем, помимо спаренного, на этих танках установили второй пулемет ДТ - в корпусе. Именно благодаря трофеям, среди которых были, естественно, не только Т-26, финский танковый музей в Парола располагает наиболее богатой, после нашей Кубинки, коллекцией советских боевых машин.

Еще одной страной, имевшей на вооружении как "виккерс", так и Т-26, был гоминьдановский Китай, в 1934 -1936 годах закупивший двадцать однобашенных машин модели F. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни - в ней устанавливалась радиостанция. Из СССР же, в рамках военной помощи, прибыли еще 82 "двадцатьшестых". Несколько ранее значительное число танков Т-26 было отправлено в Испанию. Из 362 танков, поставленных республиканскому правительству, около 300 были Т-26. В 1935 году 67 советских танков (из них 60 Т-26) и 60 бронеавтомобилей было продано Турции. Примерно в тот же период времени некоторое число Т-26 получил и Афганистан.

Таким образом, в 30-40-х годах танки "Виккерс 6-тонный" всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой "Виккерс-Армстронг" было изготовлено 153 танка, заводом "Урсус" в Варшаве - 139 и, наконец, заводом "Большевик" в Ленинграде - более 12 тысяч танков.




Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.