Какие только страны не строили бронепоезда: Франция, Финляндия, Япония, Австро-Венгрия,
даже маленькая Литва. Не была исключением и Россия. К началу Первой мировой войны на вооружении
западных стран находилось уже около 30 бронепоездов. Так как все страны-участницы войны
предполагали только наступательные действия, бронепоездам отводилась особая роль – поддержка
пехоты в атаке, огневые налеты на тылы противника, срыв материально-технического снабжения,
захват железнодорожных мостов и т.п. Да «не так сталося, як гадалося» – война быстро приняла
позиционный характер, противоборствующие стороны глубоко закопались в землю, а железнодорожное
полотно в прифронтовой полосе было практически повсеместно повреждено, а то и уничтожено.
Поэтому бронепоезда оказались невостребованными и применялись эпизодически на отдельных участках
фронта. Пик расцвета пришелся на годы Гражданской войны в России. Под какими только флагами не
сражались бронепоезда на бескрайних просторах раздираемой братоубийственной войной страны:
и красными, и белыми, и черными, и желто-голубыми... Объяснение популярности бронепоезда
простое – Гражданская война напоминала англо-бурскую: отсутствие сплошной линии фронта,
постоянные налеты разных батек и атаманов, необходимость в высокоманевренном, хорошо вооруженном
средстве. Огромные размеры бронепаровоза, большой вес, шум при движении, излишняя мощь — при тяговой силе до 1000 тонн, он в составе бронепоезда имеет нагрузку только около 200 тонн, были их главными недостатками. Поэтому, еще в годы первой мировой войны родилась новая тенденция — заменить бронепаровоз бронированным мотовагоном, установив двигатели внутреннего сгорания на
бронеплощадке. Построенный в России в 1916 году «Заамурец» стал первым представителем нового
типа бронепоездов.
В тридцатые годы, учитывая опыт постройки и боевой эксплуатации бронепоездов типа «Заамурец», на
Кировском заводе в Ленинграде спроектировали и построили совершенный по тому времени
мотоброневагон. При его постройке использовали узлы и элементы нового по тому времени среднего
танка Т-28. На мотоброневагоне в два яруса были установлены три башни танка Т-28, с 76,2-мм
пушками ПС-3 образца 1927/32 года. Орудия имели углы наведения по вертикали от — 5 до +25
градусов, а сектор обстрела составлял 280, 318, 276 градусов соответственно для первой, второй
и третьей башен. В крыше каждой башни имелись бронированные люки, над которыми, на второй и
третьей башнях, устанавливались зенитные пулеметы ДТ. Позже, в годы второй мировой войны, на
них стали устанавливать башни с вооружением среднего танка Т-34, тактико-технические
характеристики которых, значительно превосходили Т-28. Броневая защита мотоброневагона,
изготовленная из катаных броневых листов, была солиднее, чем у бронепоездов времен гражданской
войны. Толщина стен корпуса составляла 16—20 мм, командирской рубки — 20 мм, крыши — 10 мм и
башен — 20 мм. Для усиления защиты, броневые листы располагались под углом 10 градусов к
вертикали. Имея бензиновый двигатель М17-Т мощностью 400 лошадиных сил, мотоброневагон мог
двигаться по рельсам со скоростью до 120 километров в час или буксировать в случае необходимости
прицепной состав массой 120 тонн.
Такие параметры будущих бронепоездов максимально приближали их по боевым возможностям к танкам.
Огневая мощь бронепоездов зависела от возможности и удобства установки на ней максимального
количества орудий и пулеметов, с круговым обстрелом и удобной системой управления огнем.
Возрастание роли авиации в вооруженной борьбе требовало установки на бронепоездах зенитного
вооружения: универсальных артиллерийских и специализированных зенитных орудий, пулеметов.
Количество бронеплощадок в бронепоезде определялось мощностью двигающего агрегата и удобством
управления артиллерийским огнем при достаточной огневой силе. Для действий бронепоездов в отрыве
от основных сил, в их состав планировалось включать один-два легкобронированных вагона с
бойницами для десанта. Разрабатывались и принципы боевого применения бронепоездов в будущей
войне. При проведении наступательных операций, они должны были играть важную роль в боевых
действиях вблизи железных дорог. Используя свою большую подвижность, бронепоезда, действуя на
флангах наступающей группировки войск, будут обеспечивать фланги наступающего, противодействуя
подвижным частям противника. Двигаясь в составе разведывательных частей, бронепоезда, вырвавшиеся
вперед, могут не только опередить противника захватом выгодных рубежей, но и удерживая их,
заставить его развернуть свои силы. При прорыве вражеской обороны они, ведя параллельное
преследование отступающего противника, будут оказывать поддержку моторизованным войскам, в
первую очередь, танкам и бронеавтомобилям, двигающимся впереди. Особенно значение бронепоездов
могло возрасти в сложных погодных условиях. Весенняя и осенняя распутица, дожди, снег, холод
затормозят действия других родов войск, привязанных к дорогам. Наоборот, для бронепоездов, они
не создадут серьезных проблем, и даже будут способствовать его действиям, поскольку замедлят
продвижение войск противника, приведут к сосредоточению его сил на дорогах, сделав прекрасной
мишенью для пушек бронепоездов. В обороне бронепоезда предполагалось использовать как подвижный
огневой резерв командования, быстро выдвигая их, в случае необходимости, к линии боевого
соприкосновения и нанесения коротких огневых ударов. Находясь в тылу в период артиллерийской
подготовки противника, бронепоезда должны были выезжать вперед в момент появления танков и
бронемашин и расстреливать их с ближней дистанции. Если же противник прорвет оборону или
обойдет обороняющиеся войска, бронепоездами, совместно с десантными частями, планировалось
затыкать бреши на фронте. Защищая железнодорожные узлы, места пересечения шоссейных дорог с
железной, бронепоезда своим огнем должны будут заставить механизированные войска противника
уйти на грунт, тем самым ограничив их подвижность. На них также возлагалась задача обеспечения
выхода из боя и отрыва от противника своих войск, даже ценой собственной гибели.
К началу войны на вооружении советских войск находились бронекрепости традиционной схемы типа БП-35, построенные Брянской базой бронепоездов. Это были мощные боевые машины высотой с пульмановский вагон, с отвесными прямыми бортами и такими же высокими и прямыми клепаными башнями. Вооружение состояло из четырех башенных короткоствольных 76-мм пушек, 12 станковых пулеметов и в лучшем случае одной счетверенной зенитной пулеметной установки.
Большие дискуссии среди военных теоретиков и практиков шли по поводу защищенности и вооружения бронепоездов. Считалось, что форма броневых площадок должна будет удовлетворять требованиям, предъявляемыми условиями боевой работы: 1) минимальные размеры при сравнительном удобстве расположения вооружения и размещения команды; 2) бронирование, которое при небольшом весе, защищало бы команду и материальную часть от поражения снарядами калибром до 76-мм, осколков и пуль; 3) обеспечение хорошего обзора для управления огнем бронеплощадок.
Многим специалистам еще в двадцатые годы было ясно, что будущая война потребует новый тип
бронепоезда — зенитный, предназначенный для противовоздушной обороны железнодорожных перевозок.
На бронепоезда подобного типа возлагались следующие задачи: 1) оборона от налетов авиации
противника железнодорожного транспорта; 2) защита от налетов авиации важных и крупных
железнодорожных узлов как пунктов погрузки и выгрузки войск; 3) защита уязвимых для воздушных
ударов промышленных центров и предприятий, других объектов в тылу; 4) противовоздушная оборона
войск, совершающих марш вблизи железных дорог; 5) прикрытие войск на поле боя, вблизи железной
дороги. Особенную ценность приобретали такие бронепоезда в первые дни мобилизации, когда
зенитная артиллерия еще не сможет быть готовой к борьбе с авиацией противника.
В октябре 1941-го - феврале 1942 года железнодорожниками, рабочими паровозных и вагонных депо города Горького, был построен бронепоезд «Козьма Минин». В боевой состав 31-го Отдельного Особого Горьковского дивизиона бронепоездов входил и «Илья Муромец», построенный в те же месяцы железнодорожниками города Мурома по чертежам, которыми пользовались горьковчане. Кроме того, для обеспечения вспомогательных служб дивизиону были приданы черный паровоз С-179, бронедрезина БД-39, две бронемашины БА-20, три мотоцикла М-72 и ИЖ-9, шесть грузовых автомашин ГАЗ-АА, две машины М-1, две - ГАЗ-64, специальные вагоны: штабной, медпункт, мастерская, кухня-баня, жилые. Личный состав дивизиона вместе с приданной десантно-минометной ротой - 335 человек. В боевое формирование бронепоезда «Козьма Минин» входили бронепаровоз, две крытые и две открытые артиллерийские бронеплощадки и четыре двухосные контрольные платформы. Командир бронепоезда наблюдал за противником и управлял огнем из командирской рубки, расположенной в верхней передней части тендера бронепаровоза и соединенной с будкой машиниста бронированной дверцей. Командиры бронеплощадок вели наблюдения из своих рубок через смотровые щели с триплексами, имели слуховую, звуковую и телефонную связь с рубкой командира бронепоезда и машинистом. Необходимо отметить, что крепости на колесах отличались высокой точностью огня и подготовка данных для этого проводилась в короткое время, так как артиллеристы могли очень быстро и точно определить положение своих орудий по местонахождению бронепоезда на железнодорожном полотне. Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас. Для борьбы с авиацией противника на контрольные платформы дополнительно устанавливались крупнокалиберные пулеметы системы ДШК и трехспаренные зенитные пулеметы ПВ-1. Для защиты расчетов от осколков бомб и снарядов вдоль бортов из рельсов и шпал укладывались штабеля. Камуфляж бронепоезда в летний период - темно- и светло-зеленые с желтизной пятна, зимой - белый. Бронепаровоз Оп имел толщину брони: на будке машиниста, цилиндрах, рубке командира бронепоезда - 45 мм; на тендере, котле, сухопарнике, ходовой части - 30 мм. Крытая артиллерийская бронеплощадка с боковой броней - 45 мм, верхней - 20 мм имела на вооружении две 76-мм пушки с пулеметами в танковой башне Т-34, четыре бортовых станковых пулемета в шаровых установках - по две на каждый борт. На открытой артиллерийской бронеплощадке с боковой броней 45 мм устанавливались 25- и 37-мм полуавтоматические зенитные пушки. Посредине бронеплощадок реактивные установки М-8.
В начале 70-х годов в составе войск Забайкальского и Дальневосточного округов началось
формирование новых воинских частей получивших наименование отдельных бронепоездов. Для их
оснащения в 1970—1971 годах на вооружение был принят целый комплекс вооружений, включавший в
себя бронепоезд БП-1, бронелетучку БТЛ-1 и бронетранспортеры БТР-40Ж. В состав каждого
отдельного бронепоезда входили: бронепоезд БП-1, пять бронелетучек, отдельные взводы —
мотострелковый, зенитно-ракетный, инженерно-саперный, связи, отделение тяги; всего: 12 танков,
их которых два — плавающие ПТ-76, восемь бронетранспортеров, семь грузовых и специализированных
автомобилей, мотоцикл. Численность личного состава — 270 человек. Бронепоезд БП-1 состоял из
бронетепловоза, пришедшего на смену паровозам и вооруженного четырьмя пулеметами, броневагона с
двумя 14,5-мм счетверенными зенитно-пулеметными установками, двух бронеплатформ с установленным
на каждой танком и четырьмя пулеметами, бронеплатформы с двумя 23-мм спаренными зенитными
установками и двух контрольных платформ прикрытия. В броневагоне находились командный пункт и
узел связи. Экипаж состоял из 59 человек. Все элементы бронепоезда имели дифференцированное
бронирование с толщиной брони от 6 до 20 миллиметров. Бронетепловоз ставился между броневагонами
силовой частью к противнику. Танки, установленные на платформах, при необходимости могли
применяться автономно. На контрольных платформах перевозились ремонтно-восстановительные
средства, но основным их предназначением было предотвращение подрыва бронепоезда на фугасах и
минах. При угрозе боевого соприкосновения с противником должны были опускаться жестко
фиксированные копиры железнодорожного пути, креплениями жестко соединяться все элементы состава.
Эти меры позволяли преодолевать участки с нарушением ширины колеи и повреждениями рельсов.
Управление бронепоездом в бою осуществлял командир, располагавшийся в броневой рубке,
устанавливаемой обычно на бронетепловозе или на одном из броневагонов. В состав бронелетучки
БТЛ-1 входили бронетепловоз, в котором размещались командир, девять десантников, радист,
санинструктор и локомотивная бригада из двух человек, и две частично бронированные четырехосные
платформы. На каждой платформе размещался танк и бронеотсек, вмещавший до восьми человек.
Для борьбы с авиацией противника могли использоваться, только что принятые на вооружение,
переносные зенитно-ракетные комплексы «Стрела-2». Бронетранспортеры БТР-40Ж предназначались для
ведения разведки и несения дозорной службы в полосе, прилегающей к железной дороге. Они были
созданы на базе принятых на вооружение в 1950 году колесных БТР-40. В случае необходимости они
могли передвигаться и по грунтовым дорогам. В состав бронепоездов также входила база, предназначавшаяся для размещения штаба, отдыха личного состава и хранения всего необходимого для ведения боевой работы: топлива, воды, боеприпасов, продовольствия, ремонтно-восстановительных
средств, средств разведки и связи. Состояла она из тепловоза, нескольких пассажирских и грузовых
вагонов и платформ, автодрезины, автомобилей и бронетранспортеров. Вне зоны боевых действий база
следовала в одном составе с боевой частью. При угрозе боевого столкновения она размещалась на
ближайшей станции в тылу, в постоянной готовности к подаче материальных средств, вне зоны
досягаемости артиллерийского огня противника. Подобная конструкция бронепоезда стала большим
шагом вперед, по сравнению с предшествующими экземплярами. Установка средних и плавающих танков
на платформы, применение бронетранспортеров, способных двигаться и по рельсам, позволили более
гибко использовать новые боевые единицы на просторах Сибири. Оснащенные мощными орудиями и
пулеметами, танки, могли вести огонь с железнодорожных платформ, а в случае необходимости,
действовать самостоятельно, в отрыве от бронепоезда, преследуя, скажем, диверсионные группы
противника. Огневая мощь уже не была, как прежде, привязана к железной дороге, расширились
возможности маневра. Мощная броня танков Т-55 и Т-62 во много раз превосходила бронирование
бронеплощадок времен первой и второй мировых войн. Команда бронепоезда теперь имела более
надежную защиту от огня противника. Наличие большого количества зенитных пулеметных и
артиллерийских установок и новейших, по тому времени, переносных зенитно-ракетных комплексов
«Стрела» значительно повысило возможности бронепоезда в борьбе с воздушным противником.
К тому же, китайские ВВС, оснащенные в основном устаревшими самолетами и вертолетами, не
требовали применения более совершенных систем ПВО. Использование тепловозов в качестве тяги
позволило сократить время подготовки к движению, уменьшило затраты времени и усилии на
поддержание состава в состоянии боевой готовности. Отдельные бронепоезда несли патрульную службу
на Транссибирской магистрали. Участвовать в вооруженном конфликте с китайскими гегемонистами им,
к счастью, так и не пришлось. После смены руководства в СССР и Китае отношения между двумя
странами во второй половине восьмидесятых годов стали улучшаться, период военного противостояния
подошел к концу. Надобность в бронепоездах отпала, и их вскоре вывели в резерв. Но вскоре нужда
заставила вспомнить о них. На Кавказе армяне и азербайджанцы начали резать друг друга, пытаясь
поделить Нагорный Карабах. Постоянному обстрелу подвергались железнодорожные составы,
двигавшиеся в зоне конфликта. Диверсии на железной дороге стали обычным делом. Решить эту
проблему попытались с помощью бронепоездов. Из Забайкалья через всю страну двинулись на Кавказ
бронепоезда. Уже после распада Советского Союза, уцелевшим в боевом строю бронепоездам, вновь нашлась работа — началась незатухающая почти десять лет война в Чечне. Постоянные нападения чеченцев на железные дороги, не прекращающиеся диверсии на них, заставили российских генералов вновь вспомнить о старом, но грозном оружии — бронепоездах.
Новая область применения бронепоездов сегодня, это использование их в качестве мобильной пусковой установки, ракет РС-22 (СС-24 "Скальпель"), курсирующих по необъятным просторам нашей Родины. Эти штучки на Западе прозвали "скальпелями" – точность их попаданий составляет 200 метров на расстоянии в 10 тысяч км. Твердотопливные, а потому всегда готовые к старту, они обрушивают на жертву десять полумегатонных головок. Бронепоезд - Ракетоносец состоит из нескольких пусковых вагонов - контейнеров и выглядит как обычный грузовой поезд. Постоянно перемещаясь по всей территории России, состав является неуловимым для шпионских спутников и спецподразделений противника и в любую минуту готов нанести ракетно - ядерный удар по его территории. Американцы сходят с ума от того, что вероятность поразить спецпоезда с этими ракетами даже с помощью космического оружия в десятки раз сложнее, чем ракеты в шахтах. Ты еще поди найди эти поезда в массе обычных составов на наших дорогах! В 1987 году поезда РС-22 получил сначала один ракетный полк Костромской дивизии, а потом еще три полка. Позже были развернуты еще семь полков в Красноярске и Бершети (севернее Перми). Запад особенно боится наших поездов со "скальпелями" еще и потому, что эти ракеты способны поражать даже упрочненные шахты и бункеры Америки. Бронепоезд - Ракетоносец представляет собой важнейшую состовляющую Российского ракетного комплекса стратегического назначения.
Использованы материалы: © Е. Крылов,"Моделист-Конструктор" 1980, №5
|