Быстроходные танки - БТ - 2, БТ - 5, БТ - 7.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Март 2007.

Использованы материалы портала //www.battlefield.ru и //armor.kiev.ua


В конце ноября 1929 года, в связи с отставанием отечественной промышленности в разработке конструкций образцов всех типов танков, отвечающих принятой в то время системе вооружения, председателем Реввоенсовета К.Е.Ворошиловым был сделан доклад в Совете Труда и Обороны. На основании этого доклада 5 декабря комиссией под руководством зам. председателя СНК Г.К.Орджоникидзе было принято решение командировать за границу представителей военного ведомства и промышленности для приобретения образцов вооружения и получения технической помощи по их производству. 30 декабря 1929 года комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И.А.Халепским убыла за границу, посетить Германию, Чехословакию, Францию, США и Англию.

танк - КристиТанк - Кристи. Согласовав ряд вопросов, СССР закупил у Дж.У.Кристи в США, два усовершенствованных опытных образца шасси танка, именуемого автором М.1930 (Модель 1930 года). Здесь хотелось бы подчеркнуть, что вопреки многим публикациям, были закуплены не танки целиком, но их шасси. Основной причиной покупки танка "Кристи" М.1930 послужило, прежде всего, предоставление фирмой технической помощи, передача всех производственных чертежей и технологического процесса производства танка. Дж. У.Кристи выразил также готовность прибыть в СССР сроком на два месяца для консультаций и организации производства. Кроме того, фирма предоставляла возможность нашему инженеру работать на заводе в Рауэй (США). Техническая помощь не распространялась лишь на двигатели "Либерти", так как они под маркой "М-5" уже производились в СССР по лицензии. Согласно договору, Кристи был обязан к сентябрю 1930 года сдать обе машины представителю "Амторга", но, как он ни старался, полностью изготовить машины ему удалось лишь к концу года. В последних числах декабря 1930 года собранные и испытанные машины из Нью-Йоркского порта были отправлены в СССР.

танк - Кристи Прибывший на испытания танк представлял собой легкую боевую колесно-гусеничную машину имевшую классическую схему компоновки. В передней части корпуса располагалось отделение управления с центральным размещением механика-водителя. В средней части танка находилось боевое отделение, в кормовой - моторно-трансмиссионное. Башня с вооружением отсутствовали. Посадка экипажа в машину производилась через водительский люк. Экипаж машины состоял из двух человек. При проведении технического осмотра 16 мая 1931 года было установлено, что посадка и высадка 2 членов экипажа была возможна в течении 10-20 секунд, но только через отверстие для башни, так как передний (водительский) люк оказался слишком узким для прохода. Броневая защита машины была противопульной. Клепаный корпус танка был выполнен из броневых листов толщиной от 5,5 мм до 14 мм. В моторно-трансмиссионном отделении вдоль продольной оси корпуса устанавливался авиационный двигатель "Liberty" мощностью 400 л.с. Механик-водитель управлял танком с помощью съемного рулевого колеса, однако при необходимости поворота на месте он мог воспользоваться рычагами управления, предназначенными для управления машиной при движении на гусеницах. Во время движения на колесах гусеницы укладывались на надгусеничные полки и крепились к ним с помощью кожаных ремней. Подвеска танка была индивидуальной пружинной. Со стороны каждого борта было расположено по четыре алюминиевых обрезиненных опорных катка диаметром 813 мм. Направляющие и ведущие колеса гусеничного движителя имели наружную резиновую амортизацию. Крупнозвенчатая гусеница, состоящая из 46 траков, имела гребневое зацепление с ведущим колесом.

танк - КристиПри первом же внешнем осмотре полученных образцов, было выявлено множество недостатков, таких, как отсутствие в дверцах люка водителя смотровых щелей, а также невозможность доступа к основным агрегатам силовой установки и трансмиссии без разборки крыши МТО. Во время ходовых испытаний недоработанная Уолтером Кристи конструкция сразу же дала о себе знать. Так, уже на второй день ходовых испытаний, 17 мая, во время поворота на травяном грунте сломался кронштейн правого ленивца (см. фото). Два последующих дня ушли на ремонт танка. Но сварки хватило лишь на 500 м движения на гусеницах. 23 мая после второй поломки правого кронштейна танк вновь был отправлен в ремонт, на который ушло еще трое суток. С 27 мая и до 13 июня танк испытывался пробегом по шоссе и грунтовым дорогам только на колесном ходу. Максимальная скорость не превышала 65-70 км/час. Существенным недостатком оказалась полная невозможность движения на колесах по песку из-за значительного их погружения в грунт. По результатам испытаний был составлен подробный отчет на 15 листах. В нем, в частности, отмечалось, что танк не прошел полных испытаний из-за поломки кронштейна ленивца. ...Танк Кристи в том виде, в котором он был представлен на испытаниях, является исключительно интересной машиной с универсальным движением, требует как боевая машина большой разработки и введения ряда конструктивных усовершенствований и изменений". Танк Кристи стал основой для разработки танков серии "БТ"(быстроходный танк), а затем уже для Т-34 и многих послевоенных моделей Советских средних танков.

танк - БТ-2БТ-2. Первый серийный колесно-гусечный танк носил обозначение БТ-2 и отличался от американского прототипа многочисленными конструктивными особенностями. Прежде всего танк имел вращающуюся башню (разработанную инженером А.А.Малоштановым), оснащался более легкими (с многочисленными облегчающими отверстиями) опорными катками. Было перекомпоновано боевое отделение - перенесли стеллажи боеукладки, установили новые приборы и т.д. 37-мм танковая пушка с длиной ствола 60 калибров представляла собой вариант противотанковой пушки калибра 37-мм образца 1930 года (противотанковая пушка калибра 37-мм образца 1930 года в свою очередь представляла собой копию немецкой противотанковой пушки Rheinmetall Pak 35/36) и была закончена только летом 1933 года. Первый заказ предусматривал выпуск 350 танковых пушек на артиллерийском заводе № 8. Поскольку к тому времени уже появился танковый вариант противотанковой пушки калибра 45-мм образца 1932 года, то от дальнейшего выпуска 37-мм пушки отказались. Серийный БТ развивал скорость до 52 км/ч на гусеницах, и 72 км/ч, на колесном ходу. На колесном ходу двигатель вращал задние опорные катки через особую раздаточную коробку (гитару). Управление танком осуществлялось при помощи передней пары опорных катков, которые поворачивались "по-автомобильному". На колесном ходу танк БТ мог передвигаться только по дороге с твердым покрытием. БТ-2 был неплохим танком, однако в процессе эксплуатации выявились некоторые недостатки конструкции: слабое вооружение, отсутствие средств связи, тесное боевое отделение. Механики не любили двигатель - капризный, сложный в эксплуатации, пожароопасный. Проблемы были с топливной системой и системой воздухазабора.

танк - БТ-5БТ-5. Во второй половине 1933 года ХПЗ перешел с выпуска БТ-2 на выпуск БТ-5. БТ-5 первых серий был по сути тем же БТ-2, но с новой башней, в которой установили 45-мм танковую пушку 20K обр. 1932/38 и спаренный с нею пулемет ДТ. Башня стала двухместной, а экипаж увеличился до 3 чел. Сама конструкция танка существенных изменений не претерпела. Масса БТ-5 возросла до 11,5 тон. Боекомплект пушки состоял из 115 выстрелов на танках без радиостанции, и 72 выстрелов - с радиостанцией. Радиостанция 71-ТК-1 имела поручневую антену вокруг башни. В 1933-34 годах было выпущено 1884 танка БТ-5. На базе танка БТ-5 строилось большое количество эксперементальных машин. Мостоукладчики, танки подводного хода, плавающие танки, телетанки (радиоуправляемые танки), химические танки, танки с дизельным двигателем и т.д. Танк БТ-5 послужил основой для создания танков БТ-7. Боевое крещение БТ-5 получили в Испании, куда они были поставлены в 1937 году (от 50 до 100 машин). Также танки БТ-5 применялись в мае-августе 1939 года в ходе конфликта у реки Халхин-Гол в составе 6-й и 11-й танковых бригад, в освободительном походе на Западную Украину и Белоруссию, в Зимней войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны.

танк - БТ-7БТ-7. Одновременно с работой над конструкторской документацией БТ-5, проводимой под руководством начальника КБ А.О.Фирсова, завод уже в январе 1933 года получил задание на разработку нового танка, в котором предполагалось устранить недостатки предшественников. Тактико-технические условия на новую машину предусматривали установку на нем двигателя М-17 - более надежного, чем применявшийся ранее М-5; полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя; увеличенная емкость топливных баков и, наконец, новая башня с 76-мм пушкой. Таким образом, планировалось создать "ударный колесно-гусеничный танк дальнего действия". Разработку его вела группа конструкторов в составе Бондаренко, Дорошенко, Курасова, Веселовского, Таршинова и Морозова. В начале 1934 года чертежи были сданы в производство. Тогда же новый танк получил индекс БТ-7. Первую машину изготовили к 1 мая 1934 года, вторую - к 7 ноября. Характерными особенностями первых опытных образцов БТ-7 было наличие курсового пулемета справа от механика-водителя и башни оригинальной конструкции в форме эллипса со скошенной крышей. Причем в проекте предусматривалась возможность установки в ней без изменений любой из существенных тогда танковых пушек: 76-мм - КТ или ПС-3 и 45-мм 20K образца 1932/38 года. В нише башни размещались вращающаяся боеукладка барабанного типа на 18 76-мм снарядов или радиостанция.

танк - БТ-7Танки прошли обширную программу испытаний летом и осенью 1934 года. В итоге для машины с экипажем из трех человек курсовой пулемет был признан ненужным, а башню из-за раздельной установки пушки и пулемета. Поэтому в начале 1935 года в серийное производство пошел танк с несколько упрощенным бронекорпусом и уже отработанной в производстве башней от танка БТ-5. Однако от идеи колесно-гусеничной машины с 76-мм пушкой не отказались и Авто-бронетанковое управление (АБТУ) поручило заводу разработать проект установки на БТ-7 башни от танка Т-26-4. В башне цилиндрической формы с развитой кормовой нишей размещалась пушка 20K, спаренный с нею пулемет ДТ. На части танков устанавливались радиостанции 71-ТК с поручневой антенной. Экипаж состоял из трех человек: командир, он же наводчик, заряжающий и механик-водитель. С 1937 года начался выпуск БТ-7 с конической башней. Вооружение танка осталось прежним, но боезапас был увеличен на 44 снаряда. На всех линейных танках устанавливался пулемет ДТ в кормовой нише. Для ведения стрельбы из пушки и спаренного пулемета ночью танк оборудовали двумя специальными фарами прожекторного типа, размещенными на маске пушки. Впоследствии такие фары ставили и на танки более ранних выпусков. Четырехскоростную коробку передач заменили трехскоростной. Внесли изменения в трансмиссию, усилили ведущие колеса колесного хода; уширили резиновые бандажи ленивца и ведущих колес гусеничного хода. На последних в 1938 году резиновые бандажи были ликвидированы. Тогда же крупнозвенчатую гусеницу начали заменять на мелкозвенчатую.

танк - БТ-7Параллельно с основной модификацией с 1936 по 1938 год было выпущено 154 артиллерийских танка БТ-7А с башней увеличенного размера и пушкой КТ, боекомплект которой состоял из 50 выстрелов (на танке с рацией - 40). В опытном порядке на БТ-7А устанавливались 76-мм пушки Л-10 и Ф-32. В 1938 году на ХПЗ построили четыре опытных танка БТ-8 с дизелем В-2. После сравнительных испытаний БТ-7 и БТ-8 в 1940 году начали производство дизельных танков. Для обеспечения программы производства двигателей В-2, которые ставили и на тяжелые арттягачи "Ворошиловец", двигательное производство ХПЗ было выделено в самостоятельный завод №75. С декабря 1939 года стали выпускать танк БТ-7А (заводской индекс А-7М или А-8), внешне почти неотличимый от БТ-7. Жесткость корпуса повысили за счет установки раскосов, в днище появился люк-лаз, уменьшились размеры колпака воздушного фильтра. Большая экономичность дизеля позволила сократить запас топлива и отказаться от дополнительных баков на надгусеничных полках

танк - БТ-7На базе танков БТ разных модификаций проектировались и строились опытные и экспериментальные танки. В 1935-1937 годах на заводе № 48 в Харькове по проекту изобретателя-самоучки командира взвода 4-го танкового полка Украинского военного округа Н.Ф.Цыганова на базе БТ-5 и БТ-7 были построены колесно-гусеничные танки типа БТ-ИС. Главным их отличием от серийных БТ являлся привод колесного хода на три пары опорных катков. Машины довольно успешно прошли испытания, но серийно не строились. В опытном порядке создавались командирский КБТ-7 с неподвижной рубкой вместо башни; огнеметный ОТ-7; химический ХБТ-7, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы; мостоукладчик СБТ; радиоуправляемые танки (по тогдашней терминологии - телетанки) ТТБТ-7 и ТУБТ-7. Кроме того, испытывались различные приспособления для повышения проходимости - болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т.д. Последние попытки модернизации БТ-7 в части усиления его броневой защиты были предприняты перед самой войной. В 1940 году Мариупольский металлургический завод имени Ильича изготовил 50 комплектов навесной гомогенной брони для БТ-7М. Одновременно велись испытания танка, догруженного до массы в 18 тонн. Об установке этих комплектов в войсковых частях, к сожалению, ничего не известно. С 1935 по 1940 год было выпущено 5328 танков БТ-7 всех модификаций (не считая БТ-7А). Они состояли на вооружении бронетанковых и механизированных войск Красной Армии практически всю войну. В боевых действиях против гитлеровского вермахта использовались до 1944 года. В 1945 году "бэтэшки"в последний раз "тряхнули стариной" в боях с японскими войсками в Маньчжурии.



Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.