Германская боевая техника в приграничном сражении 1941г.
Краткие ТТХ Танков и боевых машин фашистской Германии. Июнь - Июль 41г.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Май 2006.

Использованы материалы порталов   //www.aeronautics.ru  //www.waffenhq.de
//www.achtungpanzer.bos.ru  //krieg.wallst.ru  //gunpoint-3d.com и //armor.kiev.ua

Pz. Kpfw. I Panzerjager Pz.Bef.Wg.I Feldgaubiz 2.0cм Flak
Pz.Kpfw-I Sd.Kfz.101
лобовая броня 6-13мм
1934 - 1942
100 л.с., 40км/ч
"2х 7.92мм MG".
Sd.Kfz. 101
Самоходка (6т. 6-13мм)
1934 - 1942
100 л.с., 40км/ч
"4.7см Pak".
PzBfWg Sd.Kfz.265
Командирский Танк
1934 - 1942
100 л.с., 40км/ч
"7.92мм MG".
Sd.Kfz. 101 bison
Самоходка (6т. 6-13мм)
1934 - 1942
100 л.с., 40км/ч
"15см Feldhaubiz".
Sd.Kfz. 101/1
2.0cм Flak
1934 - 1942
100 л.с., 40км/ч
"2.0cм Flak".
Pz. Kpfw. II Pz. Kpfw. III Panzerjager-Sturmgeschutz STUG - III Sturminfanteriegeschutz STUG - III Panzer Т-IV
Pz.Kpfw-II Sd.Kfz.121
лобовая броня 15-30мм
1935 - 1942
140 л.с., 55км/ч
"2.0см и 7.92мм MG".
Pz.Kpfw-III Sd.Kfz.141
лобовая броня 30-50мм
1936 - 1943
300 л.с., 40км/ч
"3.7- 5.0см и MG".
Sd.Kfz. 142/ 142/1
Самоходка (30-50-80мм)
1937 - 1945
300 л.с., 40км/ч
"7.5см StuK и MG34".
Sd.Kfz. 142/2
Самоходка (30-50-80мм)
1941 - 1942
300 л.с., 20км/ч
"15.0см и MG34".
Pz.Kpfw-IV Sd.Kfz.161
лобовая броня 30-50мм
1937 - 1945
300 л.с., 40км/ч
"7.5см и MG34".
Pz.Kpfw 38(t) Pz.Kpfw 35(t) Pz.Kpfw R35(f) 3.7cм Pak 4.7cм Pak 3.7cм Pak
Pz.Kpfw 38(t)
Танк LT-38 (7т.)
1937 - 1942
140 л.с., 45км/ч
"3.7см и 2х7.92мм MG".
Pz.Kpfw 35(t)
Танк LT-35 (10т.)
1935 - 1940
120 л.с., 35км/ч
"3.7см и 7.92мм MG".
Pz.Kpfw R35(f)
R35
193x - 1940
80 л.с., 20км/ч
"3.7cм Pak, MG".
4.7cмPak auf R35(f)
4.7cм Pak
1940 - 1942
80 л.с., 20км/ч
"4.7cм Pak".
3.7cм Pak auf Renault
3.7cм Pak
1940 - 1942
50 л.с., 30км/ч
"3.7cм Pak".
Pz.Kpfw s35(f) 4.7cм Pak Pz.Kpfw h35(f) 4.7cм Pak. Pz.Kpfw B2(f) vickers vickers
Pz.Kpfw s35(f)
s35(f)
193x - 1940
190 л.с., 37км/ч
"4.7cм Pak , MG".
Pz.Kpfw h35(f)
h35(f)
193х - 1940
120 л.с., 36км/ч
3.7cм Pak, MG.
Pz.Kpfw B2(f)
B2(f)
193x - 1940
307 л.с., 28км/ч
4.7cм Pak и 7.5cм Pak
лёгкий танк Виккерс E
лобовая броня 7-15мм
1931 - 1932 Польский
90 л.с., 38км/ч
2х7,62мм "Гочкис"
лёгкий танк Виккерс E
лобовая броня 7-15мм
1931 - 1932 Польский
90 л.с., 38км/ч
47 и 7,62мм "Виккерс"
7-tp t-7-tp vickers t-26 t-26
лёгкий танк 7РТ
лобовая броня 17-15мм
1931 - 1932 Польский
110 л.с., 38км/ч
2х7,62-мм "Браунинг"
лёгкий танк 7РТ
лобовая броня 17-15мм
1936 - 1939 Польский
110 л.с., 38км/ч
37мм "Бофорс"
лёгкий танк Виккерс E
лобовая броня 7-15мм
1938 - 1940 Финский
90 л.с., 38км/ч
37"Бофорс",9мм"Суоми"
лёгкий танк Т-26
лобовая броня 7-15мм
1931 - 1932 Русский
90 л.с., 38км/ч
2х7,62-мм пулемет ДТ
лёгкий танк Т-26Е
лобовая броня 7-15мм
1933 - 1941 Финский
90 л.с., 38км/ч
45мм, 7,62-мм ДТ
Panzerspahwagen Panzerspahwagen Panzerspahwagen Panzerspahwagen Panzerspahwagen
Sd.Kfz. 221/ 222/ 223
Бронеавтомобиль (4x4).
1935 - 1944
75 л.с., 90км/ч
"2.0см Flak".
Sd.Kfz. 231/ 232/ 263
Бронеавтомобиль (6x6).
1932 - 1937
150 л.с., 70км/ч
"2.0см Flak".
Sd.Kfz. 231/ 263
Бронеавтомобиль (8x8).
1936 - 1943
150 л.с., 70км/ч
"2.0см Flak".
Krupp Panzerwagen
Бронеавтомобиль (6x4).
1936 - 19ХХ
60 л.с., 70км/ч
3х7,92мм MG34.
M35 Panzerwagen
Бронеавтомобиль (8x8).
1934 - 1937 Австрия
150 л.с., 70км/ч
20мм 3х7,92мм MG34.
Schutzenpanzerwagen Schutzenpanzerwagen Schutzenpanzerwagen Granatwerfer 8cm R-Vielfachwerfer
Pz.Spah.204(f)
Panhard AMD-35
1934 - 1940 Франция
100 л.с., 65км/ч
25мм Гочкиса 7,5мм
Sd.Kfz. 250
Бронетранспортёр
1941 - 1945
100 л.с., 60км/ч
"2х 7.92мм MG".
Sd.Kfz. 251/1
Бронетранспортёр
1939 - 1945
100 л.с., 60км/ч
"2х 7.92мм MG".
Sd.Kfz. 251/2
Небельверфер
1941 - 1941
100 л.с., 60км/ч
"6x 320мм ракет и MG".
8.0cм auf s303(f)
реактивный миномёт
1940 - 1941
100 л.с., 80км/ч
8.0cм x 24
противотанковая самоходка Bunkerflak 8.8 мобильная зенитка 3.7cm Flak противотанковая самоходка Bunkerflak 8.8 мобильная зенитка 3.7cm Flak мобильная зенитка 2.0см Flakvierling 38
Sd.Kfz. 252
Munitionskraftwagen
1940 - 1941
100 л.с., 65км/ч
7,92мм пулемёт MG34
Sd.Kfz. 253
Beobachtungskraftwagen
1940 - 1941
100 л.с., 65км/ч
7,92мм пулемёт MG34
Sd.Kfz. 8/1
Bunkerflak полугусен.
1940 - 19ХХ
185 л.с., 51км/ч
"8.8см Flak"
Sd.Kfz. 6/2
3.7cm Flak полугусен.
1941 - 1943
115 л.с., 50км/ч
"3.7cм Flak"
Sd.Kfz. 7/1
2.0cм Flak полугусен.
1940 - 1944
140 л.с., 50км/ч
"2.0cм Flak".
мобильная противотанковая пушка 3.7см PaK Sturmflamme 2.0см Flak Sturmflamme 2.0см Flak ba-6 fai
Sd.Kfz. 10/6
3.7см Pak полугусен.
1940 - 19ХХ
100 л.с., 65км/ч
"3.7см Pak".
Sd.Kfz. 10/4
Sturmflamme полугусен.
1939 - 1941
100 л.с., 65км/ч
"2.0см Flak".
Sd.Kfz. 10/5
Sturmflamme полугусен.
1941 - 1944
100 л.с., 65км/ч
"2.0см Flak".
Бронеавтом. БА-3, 6М
лобовая броня 8-10мм
1934 - 1938 Русский
50 л.с., 52км/ч
45мм и 2х7,62 ДТ
Бронеавтом. БА-10
лобовая броня 10-15мм
1938 - 1941 Русский
50 л.с., 53км/ч
45мм и 2х7,62 ДТ
артеллерийский тягачь kfz8 артеллерийский тягачь kfz8 тягачь грузоподъёмность 18т. тягачь грузоподъёмность 1т. тягачь грузоподъёмность 8т.
Bren 731(e)
истребитель танков
193Х - 193Х Английский
85 л.с., 55км/ч
3,7см PaK
Sd.Kfz. 8
Daimler Benz полугусен.
1934 - 1945
185 л.с., 51км/ч
грузоподъёмность 12,2т.
Sd.Kfz. 9
тягачь полугусен.
1939 - 1945
230 л.с., 50км/ч
грузоподъёмность 18т.
Sd.Kfz. 10
тягачь полугусен.
1937 - 1945
100 л.с., 65км/ч
грузоподъёмность 1т.
Sd.Kfz. 7
тягачь полугусен.
1933 - 1945
140 л.с., 50км/ч
грузоподъёмность 8т.
грузовик krupp-protze грузовик Opel Blitz 3.6-36 и 3.6-36S (4x2)/(4x4) тягачь грузоподъёмность 0.3т. тягачь грузоподъёмность 3т. тягачь грузоподъёмность 5т.
Sd.Kfz. 69 Krupp
Крупп L2H143
1937 - 1941
75 л.с., 70км/ч
грузоподъёмность 3т.
Sd.Kfz. 305
Opel Blitz (4x2) / (4x4)
1937 - 1944
75 л.с., 85км/ч
грузоподъёмность 3т.
Sd.Kfz. 2
тягачь полугусен.
1940 - 1944
36 л.с., 80км/ч
грузоподъёмность 0.3т.
Sd.Kfz. 11
тягачь полугусен.
1937 - 1945
100 л.с., 50км/ч
грузоподъёмность 3т.
Sd.Kfz. 6
тягачь полугусен.
1935 - 1943
115 л.с., 50км/ч
грузоподъёмность 5т.

В день начала конца блицкрига - 22 июня 1941 года - вермахт выставил против Красной Армии 3899 танков и штурмовых орудий, из них лёгкие 410 Pz I и 746 Pz II - Они могли вести бой на равных с советскими легкими танками типов Т-37, Т-38 и Т-40, а на близких дистанциях Pz II был грозен и для Т-26 с БТ-7. 1404 средние Pz-III и Pz-IV. - При модернизации по итогам боевых действий против англо-французских войск, толщина лобовой брони лёгкой бронетехники - Pz I и Pz II и машины на их базе - достигла 30-50мм, более тяжёлой - Pz-III, Pz-IV и САУ STUG-III. - до 50-80мм. Прекрасные приборы наблюдения и прицеливания позволяли Pz-III и САУ STUG-III успешно бороться с более мощными Т-34, KB и "Матильдами" в тех случаях, когда последние не успевали его обнаружить.

Panzerbefehlswagen (SdKfz 265). На шасси Panzer I модификаций А и В было создано большое количество различных специальных машин. Самой распространенной. и наверное, самой известной была Kleiner Panzerbefehlswagen (малая бронированная командная машина), которая выпускалась как на шасси А, так и на шасси В. Эта машина обозначалась как KIPzBfWg ( модификации 1КIА. 2КIВ и ЗКIВ) или SdKfz 265. Вместо башни на корпусе была воздвигнута большая сварная рубка с люками в бортах и на крыше. Экипаж увеличился на одного человека — радиста. Из радиооборудования были установлены приемопередающая радиостанция FuG 6 с дальностью действия 13-16 км и приемная радиостанция FuG 2. Машины управления 2KIB вооружались одним пулеметом MG 34 в амбразуре, на них или была высокая командирская башенка. или она совсем отсутствовала. Толщина лобовой брони по сравнению с 1КIА была увеличена с 13 мм до 14.5 мм. На машинах третьей серии толщина брони возросла до 19 мм, а пулемет устанавливался в шаровой установке. На корпусе появилась низкая командирская башенка с двухстворчатым люком. С 1939 года была установлена более практичная гибкая штыревая антенна.
Munitionschlepper I (SdKfz 111). В конце 1939 года на фирме Alkett 51 PzKpfw IA был переделан под транспортер боеприпасов. Эти транспортеры придавались соединениям самоходных и штурмовых орудий. Встречались также и некоторые переделки машин непосредственно в частях. В Испании немецкие танки столкнулись с республиканскими Т-26 (пушечными). Сравнение было явно не в пользу «фрицев». Вследствие малой надежности, чтобы хоть как-то сохранить мизерный ресурс гусениц, на дальние расстояния к своим оперативным зонам танки Panzer I и Panzer II перевозились на автомобилях. Для этого в Германии были разработаны несколько моделей тяжелых грузовиков грузоподъемностью 8800-9500 кг. Самыми известными были Bussing-NAG 900 и 900А. Faun L900D567. Кроме того для транспортировки танков могли использоваться захваченные машины типа чешских Skoda 6VTP6-T и Skoda 6K, Tatra T81, французских Laffli S45TL, Bernard и Willeme. Также на вооружении Вермахта состояли специальные прицепы большой грузоподъемности типа SdAnh 115 грузоподъемностью 8000 кг и SdAnh 116 грузоподъемностью 22000 кг (SdAnh от Sоnder Anhanger — специальный прицеп). В качестве тягловой силы для этих прицепов применялись тяжелые колесные тягачи типа Hanomag SS100 или полугусеничные 18-тонники SdKfz 9 фирмы Famo, хотя Panzer I спокойно буксировался даже 8- и 5-тонниками.

Германия стала одной из первых, где осознали значение совместных действий пехоты и танков в едином боевом порядке. И уже к 1940 году в танковых дивизиях вермахта пехотные подразделения и части были оснащены полугусеничными бронетранспортерами. Пехота таких подразделений получила название «Panzergrenadir». Солдаты на БТР не только транспортировались к полю боя, а зачастую действовали не спешиваясь, перемещаясь на машинах в одном боевом порядке с танками непосредственно за ними, ведя огонь из своего стрелкового оружия.

Огромное количество боевых машин осталось на полях сражений и в котле под Дюнкерком после поспешной эвакуации английского экспедиционного корпуса из Франции. К 22 июня 41 г. в составе дивизий, предназначенных для вторжения в СССР, находилось значительное количество "неучтённой" трофейной авто - бронетехники, вкраплённой в боевые подразделения.

Легкие Английские бронетранспортеры "Брэн" боевая масса - 3,8 т, скорость - 48 км/ч, толщина брони - 10 мм, пулеметное вооружение, десант - два-три человека). Использовались "Брэны" и в качестве артиллерийских тягачей. В ходе боёв немцы захватили несколько английских гусеничных бронированных машин Bren. Они были в хорошем состоянии, поэтому использовались немцами под обозначением "иностранная машина Bren 731(e)". Большинство использовалось как мобильная пулемётная огневая точка, другие были оборудованы 3,7см орудиями PaK и использовались как истребители танков либо зенитные с 2-см пушками самоходные установки. Именно они позже были переоборудованы в истребители танков, вооружённые тремя Panzerschreck. Они использовались специальными истребительными командами (Panzer-Zerstorergruppen), которые сами использовали другое противотанковое оружие, такое как Panzerfaust. Переоборудование машин было проведено в полевых мастерских. Истребитель Bren имел в длину 3,65м, ширину 2,05м и высоту 1,60м. Его вес составлял 4 тонны, толщина брони до 12мм. Машина оснащалась V-образным восьмицилиндровым двигателем Ford мощностью 85л.с., который делал этот небольшой истребитель танков, сравнительно проворным и позаолял ему развивать скорость до 55 км/ч. Panzerjager Bren использовался главным образом на Восточном фронте.

Он был создан в инициативном порядке фирмой "Виккерс-Армстронг" в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В). Первый вооружался двумя пулеметами "Виккерс" калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй - 47-мм пушкой. 13 февраля 1931 года РВС СССР постановил принять на вооружение Красной Армии английский легкий танк "Виккерс E" под обозначением Т-26 и рекомендовал начать серийный выпуск по лицензии этой машины. Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии. Единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство "виккерсов", стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов "Гочкис" wz.14. Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации. Довольно капризный карбюраторный двигатель "Армстронг-Сиддлей" был заменен дизелем "Заурер" мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни - до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу "Урсус" был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами "Браунинг" wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski). Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма "Бофорс" разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии. В 1938 году восемь однобашенных "виккерсов" закупила Болгария. Самая же богатая "коллекция" "виккерсов" имелась в Финляндии. Одну машину финны закупили еще в 1933 году. Пять лет спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя "таиландскими" танками они были единственными "6-тонными", состоявшими на вооружении британской армии. Поступившие в Финляндию танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции "Маркони" SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы "Гочкис". И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков "Рено" FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо "Гочкисов" установили пистолеты-пулеметы "Суоми" калибра 9 мм. Именно в таком виде финские "виккерсы" пошли в бой против своих советских "собратьев" - танков Т-26. После "зимней войны" 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы "Суоми" также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд "родных" английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е! Внешне модернизированный таким образом "виккерс" действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е - к правому. Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они почти на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26. Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года - двухбашенных и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. Таким образом, в 30-40-х годах танки "Виккерс 6-тонный" всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой "Виккерс-Армстронг" было изготовлено 153 танка, заводом "Урсус" в Варшаве - 139 и, наконец, заводом "Большевик" в Ленинграде - более 12 тысяч танков.

Двухместная танкетка "Карден-Лойд" Мк IV. Выпускалась она с 1929 года заводом "Виккерс-Армстронг". Танкетки были очень популярны. "Карден-Лойд" Мк IV закупили шестнадцать стран мира, в том числе Польша, Италия, Чехословакия, Франция, Япония, Канада, Бельгия и Египет. Приобретение в Англии лицензии на производство танкеток "Карден-Лойд" определило новую тенденцию развития танкеток во Франции. Так, в 1933 году был изготовлен "танк снабжения" Рено UE, который затем превратили в типичную танкетку. В итальянской армии состояла на вооружении танкетка, называемая малым танком C.V.29 (цифра "29" означает год принятия на вооружение машины). Эта машина активно применялась в Гражданской войне в Испании. В Польше был разработан и строился большой серией разведывательный танк ТК-3 (1931 г.), а затем, с 1934 года TKS. В Чехословакии фирмой "Шкода" выпускалась танкетка MU-4. В Вермахте широко применялись выпускавшиеся бельгийцами лицензионные тракторы "Виккерс-Карден-Лойд" как транспортные средства, перевозившие либо шесть человек, либо груз, а также в качестве артиллерийских тягачей.

После завершения кампании на Западе в руках немцев оказались 4 930 трофейных французских танков и транспортёров боеприпасов- 23.12.1940, в т. ч.:
Лёгких:
843 Renault R35\R40 под немецким обозначением Pz.Kpfw. R35 731(f) 600 Hotchkiss H-35\H-38\H-39 под немецким обозначением Pz.Kpfw. H35\H38-39 734(f) 735(f) 50 Char FCM-36 под немецким обозначением Pz.Kpfw. FCM 737(f) около 1 000 устаревших Renault FT 17\18 под немецким обозначением Pz.Kpfw. R17\18
Средних:
161 Renault B-1bis под немецким обозначением Pz.Kpfw. B2 740(f) 400 Somua S-35 под немецким обозначением Pz.Kpfw. S35 739(f)
Транспортёры и тягачи:
300 БТР Tracteur Blinde 37L под немецким обозначением Lorraine 37L(f) Schlepper 1 200 тягачей Renault UE под немецким обозначением Infanterie Schlepper UE 630(f) В эту сумму (4 930 шт.) Гальдер не включил значительное количество бронемашин, таких как AMD White-Laffly, AMD Laffly, AMD Panhard 174/178; последние под обозначением Pz.Sp.Wg. P174/178 204(f) в количестве 233 единиц были включены в разведывательные подразделения войск Вермахта и SS Waffen, 43 штуки были переделаны в мотодрезины.

Как уже было сказано, в разведбатах моторизованных и танковых дивизий присутствовали бронемашины "Панар-178", оснащённые немецкой радиостанцией, например, в дивизиях SS Мертвая голова (Totenkopf) и Рейх (Das Reich), в 7-ой танковой дивизии (тд, 37-ой разведбат) и в 20-ой тд (92-ой разведбат). Из 190 "Панаров" к концу 1941 года 107 было потеряно.7 марта 41 г. был создан 211-ый танковый батальон (3 роты), включавший в себя 41 легкий танк "Гочкис" H-35\39 и 18 средних танков "Сомуа" S-35 в качестве машин командиров взводов. На танки были установлены немецкие радиостанции FuG 5 и командирские башенки. 211-ый тб 10 июня 41 г. был переброшен в Финляндию и включен в боевую группу SS Норд (Nord), действуя на Кандалакшском направлении. Одна рота 211-го тб действовала на Ухтинском направлении. По немецким данным в период 4-8 июля 41 г. батальон уничтожил 25 русских танков и 5 противотанковых орудий (ПТО) у Саллы (Северная Финляндия), а на 31 мая 43 г. в его составе осталось 49 танков, из них 41 боеготовый.

17 декабря 1940 г. было принято решение об установке качающейся части 37-мм ПТО PaK36 на 700 пехотных тягачей Рено UE (3.7cm PaK auf Renault UE(f)) для использования в противотанковых частях пехотных дивизий 11-ой и 12-ый линий (волн). Особо обращаю внимание, что в дневнике Гальдера (1.12.40) запись звучит как "700 автомашин "Женилет" (из 1200 имеющихся) для противотанковыхчастей". Это не должно вводить в заблуждение, т. к. пехотный тягач Infanterie Schlepper UE 630(f) имел во французской армии обозначение Renault UE / AMX UE / Chenillette Lorraine. Точное количество таких САУ, использовавшихся на Восточном фронте, неизвестно, но по некоторым данным кроме пехотных дивизий, ими были укомплектованы шесть танкоистребительных дивизионов РГК, 463-ий (горнострелковый корпус Норвегия армии Норвегия), 525-ый (49-ый горнострелковый корпус 17-ой ПА Группы Армий (ГА) "Юг"), 652-ой (3-ий мк 1-ой ТГр ГА "Юг"), 654-ый (12-ый армк 2-ой ТГр ГА "Центр"), 560-ый (11-ый армк 11-ой ПА ГА "Юг") и 563-ий (1-ая рота в 18-ой ПА; 2-ая, 3-ая роты в 26-ом армк 18-ой ПА ГА "Север"), всего 216 машин по 36 в дивизионе.

23 декабря 40 г. фирма Алькетт получила заказ на разработку истребителя танков на шасси легкого танка Рено R-35 с чешским 47-мм ПТО (4,7cm PaK(t) auf Pz.Kpfw 35R(f)). В мае 41 г. было выпущено 93 САУ (81 линейная, 12 командирских) и до 22 июня еще 33 штуки. Командирские машины вооружались только пулеметом и имели дополнительную радиостанцию. Этими САУ (93 шт.) были укомплектованы 559-й, 561-й и 611-й танкоистребительные дивизионы РГК, в каждом по 31 машине (27 линейных и 4 командирских). Дивизионы были приданы 56-му тк 4-ой ТГр ГА "Север" (фон Манштейн), 9-ой ПА ГА "Центр" и 48-у мк 2-ой ТГр ГА "Центр" соответственно. В дневнике Гальдера (18.02.41) присутствует запись о тягачах "Рено" для 210-мм мортиры (всего 250 шт.). Скорее всего речь идет о легких танках "Рено" R-35 со снятой башней. Сомнительно, чтобы пехотный тягач Рено UE массой 2 тонны мог тащить 11-тонную походную повозку 210-мм мортиры. С помощью Рено R-35 для использования на Востоке немцы моторизировали три дивизиона мортир (18.02.41) (дивизион № 2 использовался в ГА "Север",01.08.41).

На 22 июня 1941 г. на Востоке находилось 6 бронепоездов (не считая финских) с установленными на специальные платформы средними танками "Сомуа" S-35. По откидным аппарелям танки могли съезжать на землю, чтобы принять бой в составе так называемых "десантных групп". Бронепоезда № 26, 27, 28 имели в своем составе по 3 танка, № 29, 30, 31 - по два, всего 15 машин. S-35 28-го бронепоезда были приданы 45-ой пехотной дивизии при штурме Брестской крепости.

4 июня 1941 г. был сформирован 102-ой огнеметный батальон, оснащенный линейными и огнемётными танками В-1bis. Он вошел в состав 4-го армк 17-ой ПА ГА "Юг", действуя летом 41 г. при прорывах УРов (укреплённых районов). Помимо танков и бронемашин на Восточном фронте широко использовались бронированные полугусеничные тягачи, такие как "Ситроен-Кегресс" P302(f), "Сомуа" MCL\MCG S303(f) и "Панар-Кегресс" P380(f), в качестве транспортёров боеприпасов, пехотинцев или ПТО. Самой известной машиной этого типа стала бронированная самоходная установка залпового огня на шасси "Сомуа" S303(f), оснащенная 10-ю направляющими трубчатого типа под немецкие 150-мм ракеты 15-cm Panzerwerfer-42 auf m.gep Zgkw. S303(f) или 24-мя рельсовыми направляющими (по подобию советского неуправляемого 82-мм реактивного снаряда РС-82, 8cm R-Vielfachwerfer auf m.gep.Zgkw. S303(f), использовалась исключительно в войсках SS). Французские танки воевали также в армиях стран-сателлитов Рейха , на 22 июня 41 г. следующее количество: Румыния - 75 "Рено" R-35 и 52 тягача "Рено" UE, Венгрия - 3 "Рено" R-35, Болгария - 40 "Рено" R-35.

Чем сильнее враг - тем почётнее Победа. И тем более немцам даже в трудах, названных классическими (например, Мюллер-Гиллебранд), не хочется вспоминать, что при более пристальном рассмотрении армий плана Барбаросса можно найти лишнюю сотню-другую танков и самоходных артиллерийских установок (САУ). Косвенно это подтверждают мемуары наших ветеранов, которые обнаруживали "лишние" танки, где казалось бы им совершенно не место. 22 июня 152-мм батарею лейтенанта Петрова атаковали немецкие танки. После нескольких выстрелов с близкой дистанции два танка буквально развалились, остальные отошли. По изъятым документам танки принадлежали разведбату 14-ой танковой дивизии. На обломках приборных панелей фосфоресцировали французские надписи. По официальным немецким документам 36-ой танковый полк 14-ой тд был укомплектован исключительно немецкой техникой, а в 40-м разведбате были только бронемашины. В ходе боев в районе Луцк-Ровно-Броды танкисты Катукова (20-ая тд 9-го мхк) столкнулись с 13-ой тд (14-го мк 1-ой ТГр). Поле боя осталось за катуковцами, были обнаружены подбитые немецкие, чехословацкие танки, а также танки типов "Рено", "Шнейдер-Крезо" и английская танкетка "Карден-Ллойд". С "Рено" вопрос ясен - скорее всего R-35 (или Гочкисы Н-35\39). Со "Шнейдер-Крезо" сложнее, эта фирма выпускала только средние двухпушечные B-1, которые по идее до 42 г. стояли на складах. Но на примере 102-го огнеметного батальона видно, что эти танки побывали на Восточном фронте за полгода до официального ввода в строй. 13-ая танковая дивизия была создана в октябре 1940 года в Румынии как учебная и в мае переброшена к советской границе. Видимо была укомплектована как немецкими, так и трофейными машинами, а из-за нехватки техники отправлена на фронт в состоянии "как есть".

На 31 мая 1943 г. в распоряжении Вермахта на всех фронтах оставалось 696 французских танков и БТР. Если суммировать технику, которая с 1940-го года была использована немцами "as is", переделана в САУ, УЗО, транспортёры, машины артиллерийских наблюдателей и командные машины, то, строго говоря, куда-то незаметно рассосались 1 500 - 2 000 единиц французской бронетехники. Вероятно в том же направлении "испарилась" и английская, польская, бельгийская, итальянская и.т.д. бронетехника.


Источники и литература

Ф.Гальдер. Военный дневник.1940-1941. АСТ.Москва. Terra Fantastica. Санкт-Петербург. 2003г.


"РОМБ" - Русские бронетанковые ресурсы
Предыдущий сайт Случайный сайт Все сайты Следующий сайт

Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". - Июнь 2007.