Малый охотник ОД-200, СССР, 1943 г.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering"

В первый год войны на основе деревянного корпуса торпедного катера Д-3 был спроектирован унифицированный корпус для малого охотника ОД-200 и торпедного катера ТД-200. С 1943 года начался серийный выпуск катеров в унифицированных корпусах.




Малый охотник ОД-200.

Осенью 1935 года группа конструкторов приступила к проектированию торпедных катеров со стальным корпусом СМ-3 и СМ-4 (СМ - стальной мореходный) с тремя и четырьмя моторами, другая группа начала проектировать по тому же заданию катера Д-2 и Д-3 с деревянными корпусами. Летом 1939 года "деревянщики" показали адмиралу И. С. Исакову опытные образцы своих кораблей, после чего была создана комиссия, приступивша к их испытаниям на Балтике.

Испытания Д-3 показали, что этот катер обладает хорошей маневренностью и вполне удовлетворительной мореходностью. При водоизмещении 40 т и суммарной мощности трех двигателей ГАМ 3600 л. с. он мог дать скорость 48 узлов. Лучшие зарубежные образцы сравнимого типа достигли такой скорости лишь 15 лет спустя. Вместе с тем Д-3 имел большую дальность плавания (355 миль против 220 у катера Г-5) и поэтому мог считаться торпедным катером дальнего действия..." Испытания на Черном море подтвердили надежность и высокие боевые качества катера Д-3, который был принят комиссией и передан соединению черноморских катерников. Одновременно Наркомат ВМФ выдал промышленности заказ на несколько десятков катеров такого типа.

Еще в предвоенные годы удачные испытания Д-3 навели известных советских катерников Б. Никитина и Н. Хавина на мысль создать проект малого охотника за подводными лодками и торпедного катера в унифицированном корпусе, причем за основу они предлагали взять именно корпус Д-3. Командование поддержало это предложение, и промышленности был выдан заказ на проектирование деревянного корпуса, который в зависимости от вооружения мог быть превращен либо в малый охотник, либо в торпедный катер.

Бюро по малотоннажному судостроению, вошедшее в Балтсудопроект в 1941 году, успешно справилось с заданием: к 1942 году группа конструкторов под руководством Л. Ермаша спроектировала малый охотник ОД-200 и торпедный катер ТД-200 в унифицированном деревянном корпусе. Отличительной особенностью последнего корабля по сравнению с Д-3 была замена торпедного аппарата бортового сбрасывания трубным, предохранявшим торпеды от обледенения. На одном из эвакуированных заводов производство деревянных корпусов поставили на поток: их собирали на стапеле из деталей, изготовленных в цехе по стандартным шаблонам. Кроме деревянного, разрабатывался также унифицированный стальной корпус, ставший основой дл малого охотника ОМ-200 и торпедного катера ТМ-200.

В варианте малого охотника катер имел полное водоизмещение 44 т, суммарную мощность двух дизелей 2000 л. с., скорость хода 24 узла. Длина наибольшая 24, ширина 4, среднее углубление 1,7 м. Вооружение: одно 37-мм орудие, два 12,7-мм пулемета, две глубинные бомбы.


Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы порталов:
  1. http://www.weltkrieg.ru

  2. http://mkmagazin.almanacwhf.ru "Моделист-Конструктор"

  3. http://world.guns.ru

  4. http://www.arms.ru




Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Декабрь 2010.