Бронированный малый охотник БМО, 1942 г.
Под редакцией - Сергей Иванов © "The Russian Engineering"

"Если армия в период Великой Отечественной войны имела на вооружении непревзойденный танк Т-34, авиация- грозный штурмовик Ил-2, - пишет советский историк кораблестроения В. Бирюк, - то моряки получили в свое распоряжение легендарные малые, или, как их еще называли, "морские", охотники. Свою универсальность катера типа МО-4 подтвердили на всех морских театрах воины. По совокупности выполнявшихся тактических задач они практически не имели себе равных среди надводных кораблей флота".

Первый год войны на Балтике показал, что при всех достоинствах у "мошек" есть и важный недостаток - отсутствие хотя бы тонкой брони, способной защитить от пуль и осколков жизненно важные части корабля: бензоотсеки, ходовую рубку, моторные отсеки и боевые посты артиллеристов. Вот почему летом 1942 года командующий Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поставил перед кораблестроителями осажденного Ленинграда задачу создать бронированный малый охотник - БМО, способный решать те же задачи, что и МО-4, но менее уязвимый.

В июле группе конструкторов Адмиралтейского завода, возглавляемой Ю. Деревянко и В. Мудровым. было выдано задание на проектирование и постройку нового корабля. Всего за 15 ударных дней адмиралтейцы разработали проект БМО с упрощенными прямолинейными обводами корпуса - в осажденном Ленинграде горячая гибка листовой стали исключалась. Сам же корпус был сварным и состоял из трех блоков. Средняя часть и рубка первых кораблей серии изготавливались из имевшейся в наличии брони для легких танков.




Бронированный малый охотник БМО, 1942 г.

Бронированный малый охотник БМО, 1942 г.

Бронированный малый охотник БМО, 1942 г.

Спроектирован в блокадном Ленинграде на Адмиралтейском заводе. Водоизмещение 61 т, мощность бензинового двигателя "Паккард" 2400 л. с., скорость хода 22 узла. Длина 24,7, ширина 4,4, среднее углубление 1,01 м. Бронирование палубы, борта, рубки - 8...12 мм. Вооружение: 37-мм зенитный автомат, два 12,7-мм пулемета, два бомбосбрасывателя, 16 больших глубинных бомб, дымаппаратура, 10 мин ( в перегрузку). В 1944 году вместо кормового пулемета установлен 45-мм полуавтомат. Всего построено более 60 единиц.

Агрегатирование механизмов и применение ряда технологических новшеств позволило построить головной корабль всего за два месяца. Его спустили на воду 5 ноября 1942 года, когда устье Невы и южная часть Финского залива уже покрылись льдом, поэтому даже выход к месту испытаний представлял немалые трудности:БМО был проведен из Ленинграда в Кронштадт с караваном судов в сопровождении ледоколов. Сами ходовые испытания проводились за кромкой льда под защитой дымовых завес, скрывавших катер от наблюдателей вражеской береговой артиллерии.

Испытания головного охотника позволили скорректировать рабочие чертежи, и в 1943 году началось серийное производство "утюжков" - так прозвали бронированные катера моряки-балтийцы. А уже осенью 1944 года известному катернику И. П. Чернышеву приказали прибыть в Ленинград для приемки и перевода в Кронштадт группы только что построенных БМО.

"У одной из стенок завода, - вспоминает Игорь Петрович, - стояла большая группа новеньких, сиявших свежей краской бронированных охотников, чем-то действительно напоминавших утюжки и имевших непривычные бортовые номера, начинавшиес на 5. У Других стенок и на строительной площадке находились катера следующих партий в различной степени готовности. Это вызывало гордость за Ленинград, за труд его людей, за их внимание к флоту!" И действительно, в условиях осажденного города в рекордно короткие сроки было построено более шестидесяти бронированных малых охотников, принявших участие во многих операциях Балтийского флота.


Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы порталов:
  1. http://www.weltkrieg.ru

  2. http://mkmagazin.almanacwhf.ru "Моделист-Конструктор"

  3. http://world.guns.ru

  4. http://www.arms.ru




Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов © "The Russian Engineering". Декабрь 2010.