Иностранная техника поставляемая в СССР по Ленд-Лизу.
Универсальный Бронетранспортёр Брен.

Под редакцией - Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Июнь 2010.

«Юниверсал Кэрриер» (англ. Universal Carrier — «универсальный транспортёр»), широко известный также как «Брен Кэрриер» (англ. Bren Carrier — "носитель «Брена») — британский лёгкий многоцелевой бронетранспортёр 1930-х годов и периода Второй мировой войны. Создан фирмой Vickers-Armstrong в 1934—1936 годах и предназначался на роль носителя различных вооружений, прежде всего пулемётов, один из которых дал машине её распространённое имя.




Panzerjaeger Bren 731(e).

Universal Carrier.

Universal Carrier.

Universal Carrier.

Бронированный гусеничный тягач "Комсомолец" Т-20 1937 - 1941.

Universal Carrier – основной бронетранспортер армий стран Британского Содружества Наций и самый массовый бронетранспортер периода Второй Мировой войны. Он был разработан фирмой “Vickers-Armstrong” в середине 30-х годов на базе артиллерийского тягача и пулеметовоза Vickers Carrier Mk.I с использованием элементов ходовой части и подвески легкого танка Vickers-Carden-Loyd.

Серийное производство Universal Carrier продолжалось с 1936 по 1945 год, помимо Великобритании, они выпускались также в Канаде под обозначением T16. Всего было выпущено порядка 90 000 бронетранспортёров этого типа, что сделало его одним из самых массовых образцов бронетехники в истории. Universal Carrier был основным бронетранспортёром Великобритании и стран Содружества во Второй мировой войне и использовался в самых разных ролях — бронетранспортёра пехотных подразделений, носителя вооружений, подвозчика боеприпасов, артиллерийского тягача, разведывательной машины и других. Несмотря на большой недостаток — недостаточную огневую мощь БТРы Universal Carrier применялись для задач разведки и боевого охранения.

В Великобритании, выпускался несколькими компаниями, среди них Ford Великобритании. К 1945 производство составило примерно 57000 всех вариантов. Universal Carrier также производился в Канаде (29000ед.), в Австралии (около 5000), Новой Зеландии (около 1300) и в США (около 20000, не считая T16).

Серийные модификации.

Universal Carrier Mk.I (II, III) – основной серийный английский вариант. Открытый сверху сварной корпус простой прямоугольной формы, ходовая часть с тремя опорными катками. Машины разных лет выпуска имели незначительные отличия в конструкции силовой установки, корпуса и снаряжения.

Bren Carrier Mk.I (II) – базовый вариант бронетранспортера для пехоты. Боевая масса – 3,75 т, бронирование – 10 мм, экипаж – 3 человека. Вооружение – 7,71-мм пулемет Bren или 14,5-мм противотанковое ружье Boys (ружье выпускалось заводом “Birminghem Small Arms”). С 1938 по 1940 год фирма “Thornyc-roft” изготовила 1173 единицы.

Scout Carrier – разведывательный вариант. По сравнению с базовым, дополнительно оснащался радиостанцией №11 с батареями питания, размещенными в бронированном отсеке-ящике. Бронированным был только правый борт. Боевая масса – 3,3 т, экипаж – 3 или 4 человека. Вооружение – 7,71-мм пулемет Bren или 14,5-мм противотанковое ружье Boys. Изготовлено 647 единиц.

Cavalry Carrier – модификация, предназначавшаяся для механизированных кавалерийских полков. Борта были небронированными, устанавливались радиостанция №11 и защитный тент. Экипаж – 6 человек. Вооружение – 7,71-мм пулемет Bren или 14,5-мм противотанковое ружье Boys. Изготовлено 50 единиц.

АОР (Armoured Observation Post) Carrier Mk.I (II) – машина передовых артиллерийских наблюдателей. Конструктивно и по компоновке сходна с Cavalry Carrier. Изготовлено 95 единиц.

Universal Carrier Mk.I*(C0IUC) – канадская версия бронетранспортера, идентичная по конструкции и внешнему виду английскому варианту. Боевая масса – 3,56 т, двигатель – Ford V-8 мощностью 85 л.с. Помимо основного, выпускались варианты C21UCM (самоходный 3-дюймовый миномет) и C21UCG (самоходная 2-фунтовая противотанковая пушка). С 1941 по 1945 год фирмами “Ford Motor Co” и “Dominion Bridge Co” изготовлены 28992 единицы.

MG Carrier (LP №1, 2, 2А) – вариант, выпускавшийся в Австралии. Сварной корпус и ходовая часть аналогичны Universal Carrier Mk.I. Боевая масса – 3,68 т, двигатель – Ford V-8 мощностью 95 л.с. Изготовлено 5500 единиц.

Loyd Carrier – вариант с четырьмя опорными катками, разработанный в 1940 году английской фирмой “Vivian Loyd & Со”. Боевая масса – 3,78 т, габариты – 4140x2070x1422 мм. Двигатель – Ford V-8 мощностью 85 л.с. при 3500 об/мин. Изготавливался фирмами “Vivian Loyd & Со”, “Aveling & Barford”, “Dennis Brothers Ltd”, “Ford Motor Co”, “Sentinel Waggon Works” и “Wolseley Motors ”. Изготовлено приблизительно 26000 единиц.

Windsor Carrier Mk.I (C49WC) – канадский четырехкатковый бронетранспортер. Боевая масса – 4,67 т, габариты – 4370x2110x1450 мм (высота с тентом – 2030 мм). Двигатель – Ford V-8 мощностью 95 л.с., максимальная скорость – 50 км/ч. В 1944-1945 годах фирмами “Ford Motor Co” и “Canadian Bridge Co” изготовлено 5000 единиц.

Universal Carrier T16 – американский вариант бронетранспортера, разработанный по британскому заказу. Корпус подобен Universal Carrier Mk.I. Ходовая часть с четырьмя опорными катками. Боевая масса – 4,76 т, габариты – 3860x2110x1550 мм. Двигатель – Ford GAU-T16 мощностью 100 л.с. при 3600 об/мин, максимальная скорость – 48,3 км/ч. Экипаж – 5 человек. С 1943 по 1945 год изготовлено 13893 единицы.

Боевое применение.

Бронетранспортеры Carrier различных модификаций использовались английскими, канадскими, австралийскими, новозеландскими и индийскими войсками на всех театрах военных действий Второй Мировой войны с 1939 по 1945 год.

Во время битвы за Францию (1939-1940 годы) в состав Британских экспедиционных сил входили 7 механизированных кавалерийских полков, имевших по 44 бронетранспортера различных модификаций каждый. Кроме того, 31 машина находилась в танковых частях. При эвакуации английских войск из Дюнкерка вся эта техника была оставлена неприятелю.

С 1941 года бронетранспортеры Universal Carrier имелись в составе всех британских пехотных и танковых частей в метрополии, а также активно воевали в Северной Африке в войсках 1-й и 8-й армий.

При высадке в Нормандии и в ходе дальнейших боевых действий на Европейском континенте, помимо транспортировки пехоты, машины этого типа использовались в качестве тягачей 6-фунтовых пушек в противотанковых взводах, для перевозки тяжелых пулеметов Vickers в пулеметных взводах, а также в ротах управления моторизованных батальонов. Небольшая часть бронетранспортеров английского и канадского производства была переоборудована в огнеметные варианты Wasp и Ronson.

Помимо войск стран Британского Содружества бронетранспортеры Universal Carrier поступали на вооружение воинских частей “Свободной Франции”, Китая, Польши, Чехословакии и СССР.

В Советский Союз по программе ленд-лиза было поставлено 2008 бронетранспортеров, которые состояли на вооружении мотоциклетных разведывательных батальонов, мотоциклетных полков и танковых бригад механизированных корпусов. В Красной Армии Universal Carrier использовались до конца 1945 года.

Войску Польскому был передан 51 бронетранспортер. После окончания боевых действий в Европе у поляков осталось 39 машин, состоявших на вооружении вплоть до конца 1946 года. Бронетранспортеры Universal Carrier имелись и в обоих польских корпусах, воевавших на Западе.

Некоторое количество боевых машин этого типа входило в состав Чехословацкой танковой бригады на Западе. После окончания Второй Мировой войны они эксплуатировались чехословацкой армией вплоть до начала 50-х годов.

Во время Второй Мировой войны множество бронетранспортеров Universal Carrier различных серийных модификаций было захвачено немцами. Эти машины использовались как мобильные пулеметные огневые точки, другие были оборудованы 37-мм орудиями PaK и использовались как истребители танков. Именно они позже были переоборудованы в истребители танков, вооруженные тремя гранатометами Panzerschreck. У немцев они получили обозначение Panzerjaeger Bren 731(e). Эти машины использовались главным образом на Восточном фронте. Они применялись специальными истребительными командами, которые сами использовали другое противотанковое оружие, такое как Panzerfaust. Переоборудование машин было проведено в полевых мастерских. Также, некоторые бронетранспортеры Universal Carrier были переоборудованы в зенитные орудия – 2-cm Flak 38 auf Fahrgestell Bren(e). Известно, что под Ленинградом действовали подвозчики боеприпасов (грузоподъемность – 460 кг) на базе бронетранспортера Universal Carrier – Ladungsleger auf Fahrgestell Bren Carrier(e). Всего было создано 17 таких машин.

В послевоенные годы бронетранспортеры Universal Carrier T16 находились на вооружении армий Аргентины, Нидерландов и Швейцарии. Что касается самой Великобритании, то значительное количество бронетранспортеров всех вышеперечисленных модификаций оставалось на вооружении английской армии до середины 50-х годов. Довольно долго эксплуатировали их и канадцы. В составе британских и канадских частей эти машины принимали участие в войне в Корее.


Согласно договору о ленд-лизе Красной Армии с 1941 по 1945 год было передано 2008 бронетранспортеров Universal Carrier английского и канадского производства. График поставок распределялся следующим образом: в 1941 году – 330 машин, в 1942 году – 903 машины, в 1943 году – 408 машин, в 1944 году – 351 машина (из них 27 из Канады), в 1945 году – 16 бронетранспортеров, все из Канады (из них один в огнеметном варианте под названием “Wasp”). Так как для вооруженных сил СССР это были сравнительно небольшие поставки, особенно если рассматривать их в рамках одного годового периода, было решено распределить БТР Universal Carrier по разведротам и батальонам бронетанковых и механизированных частей и соединений из расчета 2-3 на роту.

Первые машины появились в боевых частях Западного фронта в 1942 году, хотя поставки английской бронетехники начались еще в октябре 1941 года. Такая задержка была вызвана временем на подготовку экипажей бронетранспортеров, которая была возложена на 20-й танковый полк в городе Урюпинске, который 1 марта 1942 года был переведен на штат учебного танкового полка. Командирские кадры и техников подразделений готовило 3-е Саратовское училище бронемашин и бронетранспортеров.

В 1942 году основным соединением, где состоял на вооружении бронетранспортер Universal Carrier, являлась танковая бригада. Так, в 14 тбр 40-й армии Воронежского фронта на 28 июня 1942 года находилось 2 БТ-5, 16 БТ-7, 20 Mk.III “Valentine” и 2 бронетранспортера Universal Carrier; в 170 тбр 40-й армии 3 Mk.III “Valentine”, 2 Mk.II “Matilda”, 20 Т-60 и 3 бронетранспортера Universal Carrier. В 130 тбр 24-го танкового корпуса было 21 М3 легких, 26 Т-34 и 2 бронетранспортера Universal Carrier. 20 августа 1942 года 14 тбр имела 2 БТ-7, 3 Mk.III “Valentine”, 1 М3 легкий, 10 КВ, 5 Т-34, 6 Т-60, 7 Т-70 и 3 бронетранспортера Universal Carrier. 130 тбр имела 3 М3 легких, 6 Т-34, 22 Т-60 и 3 бронетранспортера Universal Carrier.

В 1942 году начали формироваться новые крупные соединения – танковые и механизированные корпуса, а также танковые армии. Бронетранспортеры Universal Carrier, как правило, использовались в них в составе разведывательных и мотоциклетных батальонов. На протяжении Великой Отечественной войны существовали две штатные структуры бронеавтомобильных разведывательных батальонов в составе корпуса: №010/389 (20 бронетранспортеров, 12 бронемашин, 208 человек) и №010/289 (22 бронеавтомобиля, 7 танков Т-70, 112 человек).

В отдельных случаях бронетранспортеры Universal Carrier в количестве 2-3 штук получали отдельные тяжелые танковые гвардейские полки прорыва, которые наряду с советскими КВ укомплектовывались тяжелыми английскими танками Mk.IV “Churchill” III/IV. Так, в апреле 1943 года 49-й отдельный гвардейский танковый полк прорыва имел в своем составе 21 танк Mk.IV “Churchill” и 3 бронетранспортера Universal Carrier.

В советских войсках бронетранспортер Universal Carrier был оценен как надежная маневренная машина. Она редко подвергалась каким-либо доработкам, за исключением установки на некоторые бронетранспортеры советского вооружения – пулеметов ДТ, крупнокалиберных ДШК и противотанковых ружей. В составе разведгрупп в условиях бездорожья эти бронетранспортеры были достаточно эффективны для ведения разведки и преследования отступающего врага.

Практически сразу же после начала эксплуатации в Красной Армии бронетехники союзников встал вопрос об организации ее ремонта в СССР. Для этого уже в декабре 1941 года в Москве была сформирована ремонтная база №82, а в 1942-1943 годах к ремонту иностранных танков были привлечены рембазы №12 (г. Баку, а затем г. Саратов), №66 (г. Куйбышев, затем г. Тбилиси), №97 (г. Горький). Ремонтом бронетранспортеров с 1943 года занималась рембаза №2 (г. Москва), а мотоциклов иностранного производства – организованная в начале 1944 года в Киеве рембаза №135. Наиболее крупной была рембаза №97, организованная в июле 1942 года. Она обслуживала не только боевые части, но и учебные подразделения Горьковского учебного танкового центра и приводила в порядок технику, поступающую по ленд-лизу. Только за январь-март 1943 года рембазой было отремонтировано капитальным, средним и текущим ремонтом и передано в войска 415 танков (Mk.II “Matilda” – 61, Mk.III “Valentine” – 23, M3 средний – 161, M3 легкий – 126, M4 “Sherman” – 39, Mk.IV “Churchill” – 5) и 14 бронетранспортеров Universal Carrier. Всего же за время войны рембазами было отремонтировано только капитальным ремонтом 2407 танков и бронетранспортеров иностранного производства.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны в СССР была оперативно создана система учебных подразделений для подготовки экипажей бронетранспортеров Universal Carrier, разработаны специальный штаты подразделений, в составе которых иностранная техники использовалась в боях согласно своим тактико-техническим характеристикам и особенностям конструкции, а также организована эффективная система восстановления поврежденных машин.


Тактико-технические характеристики Universal Carrier Mk.I:
  • боевая масса: 3,7 т;
  • экипаж: 4-5 чел.;
  • длина: 3657 мм;
  • ширина: 2057 мм;
  • высота: 1588 мм;
  • клиренс: 203 мм;
  • вооружение: 1 x 13,97-мм противотанковое ружье Boys, 1 x 7,7-мм пулемет Вren (мог устанавливаться зенитный пулемет Вren); боекомплект: 80 патронов калибра 13,97-мм, 900 патронов калибра 7,7-мм;
  • двигатель: Ford GAE, 8-цилиндровый, карбюраторный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения;
  • мощность двигателя: 60 л.с.;
  • максимальная скорость по шоссе: 40 км/ч;
  • запас хода: 180 км;
  • угол подъема: 28°;
  • ширина рва: 1,6 м;
  • высота стенки: 0,5 м;
  • глубина брода: 0,6 м.

В РККА имелась аналогичная машина собственной разработки - полноценный быстроходный бронированный гусеничный тягач "Комсомолец" Т-20 (заводской индекс 020 или А-20) созданный в конце 1936 года, под руководством главного конструктора завода Н.А.Астрова. Машина имела просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж - водителя и командира-стрелка - от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир имел оборонительное вооружение - танковый пулемет ДТ в подвижной маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам - откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками "триплекс". За кабиной находилось моторное отделение (двигатель располагался сзади и был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу, в габаритах тягача.

Выпуск "Комсомольца" прекратили в июле 1941 года - армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 "Комсомольца" (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц. Летом 1941 года при нанесении контрударов по врагу тягачи "Комсомолец" иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Тогда же на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В.Г.Грабина на сотне машин были смонтированы 57-мм противотанковые орудия ЗИС-2.


Внимание!!! --- Предлагаем вам обсудить и дополнить данную статью. --- Внимание!!!


Использованы материалы порталов:
  1. http://www.weltkrieg.ru

  2. http://www.gewehr.ru

  3. http://world.guns.ru

  4. http://www.arms.ru
Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Июнь 2010.