Реактивная система залпового огня "Катюша" БМ-8
82-мм Реактивные снаряды М-8

Под редакцией - Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Февраль 2010.

Как известно, советская полевая артиллерия вступила в Великую Отечественную войну с самоходной пусковой установкой БМ-13, рассчитанной для осколочно-фугасных снарядов М-13. Был создан и осколочный реактивный снаряд М-8, но разработка пусковой для него находилась в стадии завершения. Но уже в августе 1941 года появилась установка БМ-8-36 (последняя цифра — число направляющих). Установка монтировалась на шасси трехосного грузовика ЗИС-6. В боях под Москвой, применяется и БМ-8-48, размещенная на шасси двухтонки ГАЗ-ААА из-за нехватки грузовиков Зис-6 вызванной эвакуацией завода имени Сталина.



82-мм Реактивные снаряды М-8

РСЗО "Катюша" БМ-8-36, на базе автомобиля ЗИС-6

РСЗО "Катюша" БМ-8-24, на базе танка Т-60

РСЗО "Катюша" БМ-8-48, на базе автомобиля "Студебеккер US 6х6".

РСЗО "Катюша" БМ-8-48, на базе автомобиля "Студебеккер US 6х6".

РСЗО "Катюша" БМ-8-48 на площадке бронепоезда.

РСЗО "Катюша" БМ-8, на палубах бронекатеров.

"морская - палубная" установка РСЗО "Катюша" БМ-8-24.

Реактивный миномёт Pz.Sprw. 204(f ) - 24x80 мм

"пульт управления огнем" (ПУО).
ТTХ - РС M-8:
  • калибр: 82мм;
  • дальность: 5515м;
  • вес: 8кг;
  • вес ВВ: 0.64кг;
Пусковые установки:
  • БM-8 - 6, M-8х 6, - Станок пулемета;
  • БM-8 - 8, M-8х 8, - Малый Бронекатер;
  • БМ-8-12, M-8х12, - Мотоцикл, Аэросани;
  • БМ-8-36, M-8х36, - Грузовик ЗиС-6;
  • БМ-8-24, M-8х24, - Танки: Т-40 и Т-60, Большой Бронекатер;
  • БМ-8-48, M-8х48, - Грузовик 6x6, Ж. Д. бронеплощадка;
  • БМ-8-72, M-8х72, - Ж. Д. платформа;

Реактивная система залпового огня "Катюша" БМ-8-24

БМ-8-24 — это лёгкая по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса реактивных систем залпового огня. Машины этой марки серийно выпускались на московском заводе «Компрессор» путём демонтажа башни и установки пакета направляющих для 24 неуправляемых ракет М-8 калибра 82 мм с пусковым оборудованием на лёгких танках типов Т-40 и Т-60. После снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 также был прекращён, артиллерийскую часть стали монтировать на грузовиках.

Реактивная система залпового огня "Катюша" БМ-8-48

Существенным фактором, повышающим тактическую мобильность частей реактивной артиллерии вооруженных установками БМ-8-48, стало то, что в качестве базы для пусковой установки был использован мощный американский грузовой автомобиль "Студебеккер US 6х6". Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями (колесная формула 6х6), демультипликатором, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Созданием этой пусковой установки была окончательно завершена отработка серийной боевой машины БМ-8-48. В таком виде она и провоевала до конца войны.


Пусковые установки М-8 особого назначения.

Осенью 1942 года, в период боев в предгорьях Кавказа, войска получили горно - вьючные пусковые для снарядов М-8, шестизарядные БM-8-6 на станке пулемета. А двенадцати - ствольные установки БМ-8-12 монтировались на тяжёлые мотоциклы и аэросани.

РСЗО М-8-24 - Новое оружие стальных крепостей.

В решающие дни битвы под Москвой 1941 г., в Горьковской области железнодорожники строят для фронта два бронепоезда: «Козьма Минин» и «Илья Муромец». Крепкие, приземистые, намного ниже прежних, с наклонной броней и литыми башнями: по всему - новое слово в практике бронепоездного строительства. И по своей огневой мощи они в несколько раз превосходили созданные ранее боевые машины: на них впервые появились реактивные установки залпового огня М-8-24 и надежное зенитно-артиллерийское прикрытие.

Благодаря хорошему вооружению «Козьма Минин», к примеру, мог обеспечить большую концентрацию огня и вести прицельную стрельбу до 12 км, то есть круговая зона обстрела доходила до 24 км. Эти особенности бронепоезда хорошо дополнялись возможностью возить с собой большой боезапас.


РСЗО "Катюша" БМ-13 на флоте.

Ракетные бронекатера, впервые появившились на Волге в тяжелом 1942 году. Терновский, возглавлявший артиллерию Охраны водного района Новороссийской базы, впервые увидел такие снаряды в феврале 1942 года у летчиков. Он сразу оценил возможности, открываемые новым оружием перед легкими морскими силами. По настоянию Терновского командующий Новороссийской базой капитан I ранга Г. Н. Холостяков запросил у командования авиации Черноморского флота несколько комплектов 82-мм РС с самолетными системами запуска для испытаний. Второго марта с направляющих, укрепленных на 45-мм орудиях катера МО-084, был произведен первый выстрел, и в тот же день, чуть позднее, - запуск РС в воздух и стрельба по буксируемому щиту.

Спустя месяц МО-034, охранявший на переходе транспорт «Пестель», дал ракетный залп по фашистскому самолету, выходившему в атаку на наш конвой. Стена мощных разрывов, ставшая перед торпедоносцем, ошеломила летчика, и он отвернул к берегу. Первым кораблем, потопленным советскими ракетными катерами, стала фашистская шхуна, пытавшаяся в ночь на 20 сентября 1942 года скрытно приблизиться к нашему берегу для высадки диверсантов. Артиллеристы находившегося в дозоре охотника МО-051 повредили ее, а торпедный катер ТКА № 54 с самодельными ракетными установками двумя залпами добил вражеское судно. А в ночь на 4 февраля 1943 года, впервые в истории для поддержки десанта с моря была успешно осуществлена стрельба РС «катюша» с тральщика «Скумбрия».

В январе 1942 года командование ВМФ заказало промышленности пусковые установки с сухопутных боевых машин БМ-8 и БМ-13. Быстрее всего пошли работы по созданию варианта под 82-мм снаряды, так как Реактивный научно-исследовательский институт еще до войны испытал поворотное устройство на 24 снаряда для танка. Благодаря этому в мае были готовы опытные образцы М-8-М башенно-палубного типа с 12 двутавровыми балками для 24 снарядов. Основание с качающейся частью и сиденьем наводчика поворачивалось на 360°, угол возвышения направляющих менялся от 5° до 45°, пуск всех 24 «эрэсов» осуществлялся за 7 с. Созданный конструкторами новый тип оружия был испытан в боевых условиях на кораблях Волжской военной флотилии, причем М-8-М монтировались как на малых, так и на больших бронекатерах, а М-13-М1 - только на больших. 29 ноября 1942 года приказом наркома ВМФ все типы пусковых установок были приняты на вооружение.

В конце года началось формирование отдельного дивизиона так называемых минных катеров 3-й бригады речных кораблей флотилии. В его состав должны были войти два отряда - шесть минометных катеров типа «Ярославец» с установкой М-13-М1 и два отряда новых торпедных катеров Г-5 серии 11-бис, снабженные М-8-М. Эти катера, строившиеся в Тюмени, были чисто артиллерийскими - жолобные торпедные аппараты на них уже при постройке закрывались дюралюминиевыми листами. Позднее в Рыбинске спустили на воду четыре больших минных катера БКМ, спроектированных специально под М-13-М1. Это были первые советские ракетные катера специальной постройки. Эти корабли вместе с бронекатерами, вооруженными РС, на заключительном этапе войны широко использовались для огневой поддержки приречных флангов сухопутных войск, при высадке десантов и выполнении многих других боевых задач.

Хорошо показали себя созданные на базе торпедных Г-5 артиллерийские катера с установкой М-8-М. В боях на Черном море они удачно взаимодействовали с торпедными. Когда появлялся отряд вражеских кораблей, на них устремлялись торпедоносцы. Это заставляло противника группироваться теснее, и он становился более уязвимым для «эрэсов». Дав залп по такой цели, артиллерийский катер отходил на перезарядку «катюши», а в это время его торпедные собратья связывали противника огнем пулеметов и пушек.

В июле - августе 1943 года СКБ завода «Компрессор» в сжатые сроки разработало три установки в морском исполнении: 8-М-8, 24-М-8 и 16-М-13. У них были усилены крепления РС на направляющих, увеличены скорости наведения и снижены усилия на штурвалах наведения. Новые корабельные установки применялись до самых последних дней войны и монтировались на кораблях многих типов и классов: морских бронекатерах, мелкосидящих тендерах и больших охотниках.


РCЗО "Катюша" БМ-8-24 в Германской армии.

Ни одна армия воюющих стран не имела реактивных установок такого высокого качества. Необходимо отметить, что Германское командование высоко оценило "эффектный" дебют нового русского оружия и немедленно начало на него охоту. Немецкая авиация интенсивно бомбила предполагаемые районы расположения батарей. Предпринимались попытки уничтожать их артиллерийским огнем. Для захвата батареи к нам в тыл забрасывались диверсанты. Фашистское командование объявило о выдаче крупной награды тем, кто захватит и доставит к ним новое грозное оружие русских.

Конечно, рано или поздно, противнику удалось всё-таки добыть уцелевшие образцы РС-ов и Германские инженеры, неспособные создать простое и технологичное оружие, скопировали наш реактивный снаряд М-8 и установку БМ-8-24, которые они устанавливали на трофейные французские бронетранспортёры s303(f). В немецких войсках "Катюша" получила название «сталинские органы» из-за внешнего сходства реактивной установки с системой труб этого музыкального инструмента и мощного ошеломляющего рёва, который производился при запуске ракет.


Использованы материалы порталов:
  1. http://www.weltkrieg.ru

  2. http://www.new-factoria.ru

  3. http://world.guns.ru

  4. http://www.arms.ru


Hosted by uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Февраль 2010.