152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1).
индекс ГАУ 52-Г-536А
Под редакцией - Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Май 2012.

В 1942 году в СССР начали вновь формироваться стрелковые корпуса, и, соответственно, корпусный уровень организационно-штатной структуры артиллерии был введён повторно. Для корпусной артиллерии превосходная гаубица-пушка МЛ-20 не подходила из-за низкой мобильности и достаточно высокой стоимости, а дивизионная 122-мм гаубица М-30 — из-за недостаточной огневой мощи.

Поэтому в конце 1942 года КБ известного советского конструктора Ф. Ф. Петрова начало в инициативном порядке проектировать новую 152-мм гаубицу, представляющую собой наложение ствольной группы 152-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-10) на лафет 122-мм гаубицы обр. 1938 г. (М-30). Для смягчения отдачи на менее массивный по сравнению с гаубицей М-10 лафет орудие пришлось оснастить двухкамерным дульным тормозом. Такой подход позволил создать лёгкую, но мощную гаубицу с использованием уже освоенных в производстве комплектующих, что было немаловажно в условиях военного времени.




152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.

152-мм гаубица обр. 1943 г. Д-1.
ТТХ - Данные орудий.
  • Калибр, мм 152,4
  • Дальность макс., м 12 400
  • Начальная скорость, м/с 560
  • Вес снаряда, кг до 51,07
  • Бронебойность при угле встречи 90° с дистанции 2000 м, мм -
  • Расчёт, чел. 8
  • Скорострельность, выстр/мин 3—4
  • Скорость возки по шоссе, км/ч до 40
  • Длина ствола, мм/клб 4207/27,7 (с дульным тормозом)
  • Масса в походном положении, кг 3640
  • Клиренс, мм 370
  • Угол ВН, град от -3 до +63,3°
  • Угол ГН, град 35°
  • Экземпляры, 2827

В начале 1943 года Ф. Ф. Петров известил народного комиссара вооружений Д. Ф. Устинова о новом проекте. 13 апреля 1943 года Д. Ф. Устинов сообщил Ф. Ф. Петрову о решении Государственного комитета обороны (ГКО) о поставке 5 экземпляров новой гаубицы к 1 мая 1943 года для полигонных испытаний. 5 мая две гаубицы поступили на испытания, которые были закончены уже через два дня. 7 мая по результатам испытаний был подписан отчёт, в котором орудие, после устранения ряда несущественных недостатков, рекомендовалось к принятию на вооружение. Постановлением ГКО от 8 августа 1943 года орудие было принято на вооружение под официальным наименованием «152-мм гаубица обр. 1943 г.». Серийное производство было начато через полтора месяца.

Серийный выпуск гаубиц Д-1 начался в конце 1943 года. Их производство велось исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) и продолжалось до 1949 года. Однако во время войны это орудие не пошло в крупную серию по причине крайней загруженности завода № 9 выпуском 122-мм гаубицы М-30. Негативным следствием этого обстоятельства для РККА стал дефицит мощных 152-мм гаубиц в корпусной артиллерии.

Гаубица Д-1 являлась весьма совершенным для своего времени орудием. Ствол орудия, практически идентичный стволу гаубицы М-10, оснащался двухкамерным дульным тормозом ДТ-3. К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы Д-1 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Заряжание раздельное гильзовое, всего для орудия предусматривалось 8 различных метательных зарядов.

Лафет орудия почти идентичен с лафетом гаубицы М-30. Станины на орудиях первых серий были клёпаными, затем их стали делать сварными. Орудия поздних серий дополнительно оснащались катками для перекатывания вручную. Все гаубицы Д-1 комплектовались стальными колёсами с резиновыми пневматическими шинами, колёсный ход снабжался подрессориванием. Передка орудие не имело, транспортировка осуществлялась исключительно механической тягой. Допустимая скорость перевозки орудия по асфальту или ровной грунтовой дороге составляла до 40 км/ч, по булыжной мостовой — до 30 км/ч, а по бездорожью — до 10 км/ч. Для защиты расчёта от пуль и мелких осколков гаубица Д-1 имела щитовое прикрытие.

Гаубица Д-1, не уступала по своим характеристикам лучшим мировым образцам орудий такого класса. Она вполне удовлетворяла требованиям РККА по мобильности, мощности и дальности стрельбы. Широкое распространение Д-1 по странам мира и её долгая служба в их национальных армиях служат этому достаточным подтверждением.

Для сравнения, наиболее массовая немецкая 15-см тяжёлая полевая гаубица s.F.H.18 имела максимальную дальность стрельбы 13 325 м, превосходя Д-1 почти на километр; но одновременно была почти на 2 тонны тяжелее (походная масса 5510 кг), что сильно ограничивало подвижность. Более совершенную гаубицу s.F.H.36, обладающую отличными характеристиками (дальность стрельбы 12 500 м, масса в походном положении 3500 кг) немцам в крупносерийное производство запустить не удалось.

Чешская 15-см гаубица K4 (немецкое название s.F.H.37(t)) имела дальность стрельбы 15 750 м и массу 5730 кг, существенно превосходя Д-1 по дальности стрельбы, но при этом сильно уступая в мобильности (это орудие ближе к мощным гаубицам-пушкам). То же самое можно сказать про 149-мм итальянскую гаубицу фирмы «Ансальдо» (14 250 м, 5500 кг) и американскую 155-мм гаубицу M1 (14 600 м, 5800 кг). Французские 155-мм гаубицы Шнейдера обр. 1917 г. уступали Д-1 как по дальности стрельбы (11 200 м), так и по массе (4300 кг), и к началу Второй мировой войны явно устарели, как и британские 6-дюймовые гаубицы Виккерса, созданные в 1915 году.

В качестве резюме можно отметить, что Ф. Ф. Петрову и сотрудникам его конструкторского бюро удалось создать ещё одно уникальное орудие, сочетавшее достаточно мощную баллистику и выдающуюся подвижность. Однако в полной мере оснастить корпусную артиллерию РККА 152-мм гаубицами Д-1 не удалось, так как во время войны производство этого орудия имело мелкосерийный характер.

Боевое применение

Гаубицы Д-1 активно использовались на завершающем этапе войны, в 1944—1945 годах. Орудие использовалось для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника, его фортификациям и заграждениям, важным объектам в его ближнем тылу. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне с успехом использовался бетонобойный снаряд. У артиллеристов Д-1 снискала себе репутацию надёжного и точного при стрельбе орудия.

Гаубица Д-1 продавалась или передавалась в большое количество стран мира. Она до сих пор стоит на вооружении армий некоторых стран СНГ, а также вооружённых сил Китая, Афганистана, Ирака, Венгрии, Мозамбика, Сирии, Вьетнама, Кубы, Албании и ряда других государств. Ещё более широким было распространение этой гаубицы в недавнем прошлом, когда она состояла на вооружении государств-участников организации Варшавского договора, например, Польши. Орудие использовалось в боевых действиях в арабо-израильских войнах, а также в конфликтах на территории бывшего СССР.

В отличие от многих других типов орудий, финской армии, по всей видимости, не удалось захватить ни одной исправной гаубицы Д-1. Ввиду относительно небольшого количества выпущенных орудий и менее частых их захватов противником, гаубицы Д-1 встречаются в экспозиции военных музеев несколько реже, чем другие типы орудий.

Организационно-штатная структура

По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелся гаубичный полк с дивизионом 152-мм гаубиц (12 шт.). В июле 1941 года гаубичный полк из состава дивизии был исключён. Также до лета 1941 года дивизион 152-мм гаубиц имелся в моторизованной и танковой дивизиях. В корпусной артиллерии в 1941 году 152-мм гаубиц по штату не было (их заменяли гаубицы-пушки МЛ-20). В составе стрелковых корпусов в 1944 году имелись артиллерийские полки пятибатарейного состава (20 орудий), в состав которых наряду с другими орудиями входили и 152-мм гаубицы. В составе артиллерии резерва Верховного Главного Командования (РВГК) в течение всей войны были гаубичные полки (48 гаубиц) и тяжёлые гаубичные бригады (32 гаубицы). Полки и бригады могли объединяться в артиллерийские дивизии.


Боеприпасы и баллистика

Д-1 могла стрелять всем ассортиментом 152-мм гаубичных снарядов. При установке взрывателя осколочно-фугасной гаубичной гранаты 53-ОФ-530 на осколочное действие её осколки разлетаются на площади 2100 м2: 70 м по фронту и до 30 м в глубину. Если взрыватель установлен на фугасное действие, то при взрыве гранаты в грунте средней плотности образуется воронка диаметром 3,5 м и глубиной около 1,2 м.

Бетонобойный снаряд 53-Г-530 с начальной скоростью 457 м/с на первом заряде проникал в удалённую на 1 км железобетонную стенку при попадании по нормали (окончательная скорость 398 м/с) на 80 см и разрывался внутри неё, обеспечивая пробитие 114 см железобетона.

Для стрельбы из гаубицы предусматривалось 8 видов метательных зарядов. Для осколочных, осколочно-фугасных и бетонобойных снарядов предназначались 7 зарядов, получаемых из полного заряда 54-Ж-536 последовательным удалением равновесных пучков пороха. Таким образом в порядке убывания мощности получались первый, второй, третий, четвёртый, пятый и шестой заряды. Для стрельбы кумулятивным снарядом 53-БП-540 предназначался «специальный» заряд.



Hosted by uCoz