152-мм пушка образца 1910 / 1930 / 1934 годов.
индекс ГАУ
Под редакцией - Сергей Иванов "The Russian Engineering" ©. Апрель 2012.

Из тяжёлых орудий корпусного-армейского звена Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) досталась от русской армии 152-мм осадная пушка образца 1910 года. Это орудие было спроектировано французской фирмой «Шнейдер» (Schneider) для Российской империи и использовалось в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м годам оно явно устарело и было подвергнуто двум модернизациям — в 1930 и 1934 годах с принятием на вооружение под обозначениями "152-мм пушка образца 1910/1930 г." и "152-мм пушка образца 1910/1934 г." соответственно.

152-мм пушка обр. 1910/34 гг. и обр. 1910/1934 гг. представляла собой достаточно мощное и дальнобойное орудие с большим максимальным углом возвышения (45°). По этой причине оно может быть классифицировано как пушка-гаубица.




152-мм пушка - гаубица образца 1910-30 годов.

152-мм пушка - гаубица образца 1910-34 годов.

152-мм пушка - гаубица образца 1937 годa МЛ-20.

152-мм пушка - гаубица образца 1937 годa МЛ-20.
ТТХ - Данные орудий.
  • Калибр, мм 152,4
  • Дальность макс., м 16 800
  • Начальная скорость, м/с 680
  • Вес снаряда, кг 56,0
  • Бронебойность при угле встречи 90° с дистанции 2000 м, мм 105
  • Расчёт, чел. 9
  • Скорострельность, выстр/мин 3—4
  • Скорость возки по шоссе, км/ч 20
  • Длина ствола, мм/клб 4405/29 (без дульного тормоза)
  • Масса в походном положении, кг 7820
  • Клиренс, мм 335
  • Угол ВН, град от -4 до +45°
  • Угол ГН, град 58°
  • Экземпляры, обр. 1910/30 годов 152
  • Экземпляры, обр. 1910/34 годов 275

В ходе первой модернизации 152-мм осадной пушки образца 1910 года удалось несколько улучшить характеристики орудия, но остались неустранёнными такие недостатки как низкая мобильность, малые углы горизонтального наведения. В 1930 году модернизированное орудие было принято на вооружение под официальным названием «152-мм пушка обр. 1910/30 гг.». Существовали две модификации орудия — на металлических дисковых колёсах с неподрессоренным ходом и с колёсами на грузошинах и подрессориванием. Неподрессоренная модификация могла перевозиться со скоростью до 7 км/ч.

Новая модернизация представляла собой попытку решения этих проблем путём наложения ствольной группы орудия на достаточно современный для того времени лафет 122-мм пушки А-19. Опытный экземпляр орудия был отправлен на полигонные испытания 26 мая 1934 года, испытания продолжались в два этапа до 16 января 1935 года, после чего орудие было направлено на войсковые испытания. Испытания в целом пошли успешно, и орудие было принято на вооружение как 152-мм пушка обр. 1910/34 гг. и запущено в серийное производство. Интересно, что даже в официальных документах существовал разнобой в названии орудия, поскольку достаточно большой угол возвышения давал основание причислить орудие к гаубицам. На этапе опытной разработки орудие называлось сначала 152-мм гаубицей обр. 1932 г., затем — 152-мм гаубицей обр. 1934 г. Последнее название нередко использовалось и позднее в официальной документации.

Производство 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. началось в 1930 году на заводе «Красный Путиловец». Позднее к производству орудий этого типа были подключены заводы «Баррикады» и «Большевик». Кроме выпуска новых орудий, осуществлялась также переделка 152-мм осадных пушек обр. 1910 г. К 1 ноября 1936 года все имеющиеся в наличии 152-мм осадные пушки обр. 1910 г. были доведены до уровня 1910/30 гг. Однако проведённые мероприятия по усовершенствованию не решили проблему низкой мобильности орудия, поэтому уже через четыре года последовала повторная модернизация — была разработана 152-мм пушка образца 1910/34 годов. В 1935 году производство 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. было прекращено и начато производство 152-мм пушек обр. 1910/34 гг. на Пермском заводе, которое продолжалось до 1937 г. включительно. За этот периуд было изготовлено 275 152-мм пушек обр. 1910/34 гг..

152-мм пушка обр. 1910/30 гг. являлась не очень значительной модернизацией орудия периода Первой мировой войны, сохранив главные его недостатки — неподрессоренный колёсный ход и раздельную возку ствола и лафета, что сильно снижало подвижность орудия. Конструкцию однобрусного лафета, сильно снижавшую углы горизонтальной наводки орудия, также необходимо признать явно устаревшей. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны это орудие явно не отвечало современным требованиям, хотя баллистические характеристики орудия были вполне удовлетворительны; отмеченные недостатки орудия заставили продолжить модернизацию орудия, затрагивавшую главным образом лафет при неизменной ствольной группе.

152-мм пушка обр. 1910/34 гг. являлась модернизацией орудия обр. 1910/30 гг.. Новый современный лафет с раздвижными станинами существенно повысил мобильность орудия, переход на нераздельную возку сильно снизил время, необходимое для перевода орудия из походного положения в боевое и обратно. Сильно вырос угол горизонтального наведения, что улучшило возможности орудия по манёвру огнём, также стала возможна стрельба по танкам. Благодаря увеличению на 5° угла ВН несколько увеличилась дальность стрельбы. На начало Второй мировой войны 152-мм пушка обр. 1910/34 гг. являлась достаточно современным орудием, вполне способным выполнять все боевые задачи, которые ставились перед орудиями её класса.

В то же время орудие обр. 1910/30 гг.. имело и ряд недостатков — отсутствие подрессоривания передка, что ограничивало скорость возки; отсутствие автоматического отключения подрессоривания; совмещение подъёмного и уравновешивающего механизма в одной системе, что приводило к очень низкой скорости ВН; низкая технологичность некоторых узлов орудия, в частности, верхнего станка. Также и угол возвышения в 45° считался недостаточным. В результате совершенствование орудия продолжилось, что привело в итоге к созданию 152-мм гаубицы-пушки МЛ-20.

Боевое применение

Вероятно, эти орудия использовалось в ходе советско-финской войны, но точных сведений об этом нет, хотя известно об использовании финской армией трофейных орудий данного типа. К началу Великой Отечественной войны имелось, 121 шт. 152-мм пушка обр. 1910/30 гг. и 146 шт. 152-мм пушек обр. 1910/34 гг.. Орудия безусловно принимали участие в боевых действиях, однако по причине малочисленности каких-либо подробностей их боевого применения обнаружить не удалось. Некоторое количество орудий данного типа было захвачено немецкой армией в 1941—1942 годах и принято на её вооружение под индексом 15,2 cm K.433/2(r).

Тем не менее, всего две 152-мм пушки обр. 1910/30 гг. сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. 27 августа 1942 года немецкий тяжёлый крейсер (более известный как «карманный линкор») «Адмирал Шеер» предпринял рейд на стратегически важный порт Северного морского пути Диксон, надеясь потопить находящиеся там суда, вывести его на долгое время из строя и посредством высадки десанта захватить документы и карты, содержавшие очень интересовавшую руководство Кригсмарине информацию. Однако рейдер натолкнулся на развёрнутую всего за сутки до этого береговую батарею №569 из двух 152-мм пушек обр. 1910/30 гг. Именно они стали главной силой защитников Диксона. Командиром батареи был лейтенант Н. М. Корняков, причём для обслуживания орудий пришлось прибегнуть к помощи местных гражданских, поскольку некомплект личного состава батареи превышал 50%.

Около 01:45 по московскому времени, когда СКР-19 «Дежнёв» уже был выведен из строя огнём «Шеера» и был посажен на мель экипажем во избежание гибели корабля, а командир рейдера капитан цур зее Меендсен-Болькен готовился к высадке десанта, батарея №569 вступила в бой. Немцы отметили её огонь как довольно точный — всплески ложились в 500—2000 метрах от рейдера, оценив калибр снарядов как 130 миллиметровый. Причём стрельба велась не имевшими опыта борьбы с надводными целями артиллеристами без дальномера на дистанции около 30 кабельтовых (6 км). Согласно судовому журналу «Шеера» попаданий в него не было. Несмотря на упоминания о них в поздних советских источниках, подобное представляется крайне маловероятным с точки зрения артиллерийского дела. Всего батареей №569 было выпущено в первой фазе боя 43 снаряда, но и этого оказалось достаточным, чтобы Меендсен-Болькен отказался от высадки десанта. Ещё 4 выстрела она сделала впоследствии в условиях крайне плохой видимости, которые также не причинили вреда рейдеру.

Причиной отказа немцев от высадки десанта стала вполне здравая мысль о том, что при приближении к берегу точность огня необнаруженной ими батареи значительно возрастёт, что могло бы стать фатальным не только для десантной партии, но и для самого рейдера. В схожих условиях при высадке десанта в Осло-фьорде при захвате Норвегии в 1940 году «антикварными» норвежскими батареями был потоплен тяжёлый крейсер «Блюхер». Таким образом, Диксон был спасён от разрушения, не прекратилось и движение судов по Северному морскому пути, что имело значение высшей важности в условиях тяжёлой обстановки лета 1942 года.

Организационно-штатная структура

152-мм пушки входили в состав корпусной артиллерии и артиллерии РВГК. Как правило, это орудие использовалось вместо гаубицы-пушки МЛ-20. Кроме того, в начале войны существовали тяжёлые пушечные полки РВГК, имевшие по штату 24 152-мм пушки.


Боеприпасы и баллистика

Орудие стреляло всем ассортиментом 152-мм пушечных и гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. Кумулятивный снаряд БП-540 пробивал под углом 90° — 250 мм, 60° — 220 мм, 30° — 120 мм; в ходе Великой Отечественной войны не применялся.



Hosted by uCoz